Зенитная самоходная установка Crusader AA Mk I/II/III
Начиная с 1941 года изымавшиеся из боевых подразделений танки Crusader III переделывались на зенитные самоходные установки Crusader AA Mk I, которые оснащались одноствольной 40-мм пушкой Bofors с углом вертикального наведения от -10° до +70°, устанавливавшейся на шасси танка в легкобронированной башне кругового вращения, имевшей форму усеченной пирамиды.
Для поворота башни использовался гидравлический привод от вспомогательного двигателя. Боевая масса ЗСУ Crusader AA Mk I составляла 18 т, в боекомплект пушки входило 160 выстрелов, а скорость хода достигала 42 км/ч. Серийное производство было развернуто в 1943 году на фирме Моris Моtors.
ЗСУ Crusader AA Mk II имела открытую сверху вращающуюся многогранную башню со спаренными 20-мм пушками “Эрлилон” и приводом скоростного горизонтального и вертикального наведения. Вращение башни осуществлялось от основного двигателя. Корпус, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка.
Установленная в башне спаренная установка имела скорострельность 2×450 выстрелов в минуту, максимальную дальность стрельбы 7200 м, досягаемость по высоте 2000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 890 м/с, так что установка могла бороться не только с самолетами, но и с легкобронированными наземными целями. Такая возможность обеспечивается наличием двух прицелов: зенитного и для стрельбы по наземным целям. Пушки имели угол возвышения 90 градусов, угол снижения — 9 градусов. Наведение их на цель осуществлялось гидравлическим или ручным приводом. Что же касается ЗСУ Crusader AA Mk III, то эта модификация имела башню улучшенной формы с 7,7-мм пулеметом “Vickers” поверх 20-мм пушек. Радиостанция размещалась не в башне, а в корпусе возле механика-водителя. На нескольких ЗСУ в качестве эксперимента устанавливались строенные 20-мм пушки “Эрликон”.
Корпус зенитной установки изготавливался из листов катаной броневой стали максимальной толщины 51 мм. Подобное бронирование обеспечивало защиту от снарядов малого калибра, а также осколков снарядов и мин крупного калибра. В качестве силовой установки, машина оснащалась карбюраторным двенадцатицилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения “Наффид-Либерти тип NL III”. Двигатель развивал мощность 249 кВт, что позволяло машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 43 км/ч. При этом запас хода составлял 255 км.
Ходовая часть ЗСУ состояла, применительно к одному борту, из пяти обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущего колеса заднего и направляющего колеса переднего расположения. Подвеска индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах. Зенитные самоходные установки выпускались с целью защиты танковых подразделений от налетов авиации противника и в боевых действиях стали использоваться с 1944 года. В штабных ротах танковых дивизий имелось по две ЗСУ, а в штабных ротах полков — шесть. Однако очень скоро выяснилось, что они вопреки ожиданиям, не могли вести огонь с ходу. Кроме того, в условиях господства авиации союзников в воздухе, работы для ЗСУ было немного. Незначительное количество этих боевых машин находилось в строю еще в 1945 году.