Средний танк A7E3 “Матильда” Часть 1

Matilda является самым известным английским танком Второй мировой войны. И такая слава вполне заслужена: на момент появления эта тихоходная, но очень хорошо защищенная боевая машина оказалась лучшим, что могла дать своим вооруженным силам английская танковая промышленность.

Вместе с тем, непосредственно в британской армии служба «Матильд» оказалась недолгой. Уже к середине 1942 года эти машины стали уходить со сцены, уступая место танкам американского производства.

Medium Tank A7E3, который стал базой для создания нового пехотного танка
Medium Tank A7E3, который стал базой для создания нового пехотного танка

Пехотный танк побольше

В 1934 году бронетанковые войска Великобритании начали потихоньку отходить от летаргического сна, в котором пребывали почти 5 лет. Во многом это стало возможным благодаря активности сэра Перси Хобарта, который в 1934 году стал инспектором Королевского бронетанкового корпуса.

В это же время на посту главы по вооружению английской армии оказался генерал-лейтенант сэр Хью Эллис. 30-е годы вообще были временем экспериментов, и к британским бронетанковым войскам это относится в полной мере. Новое руководство принесло с собой идеи, которые спустя короткое время очень сильно изменили облик английских танков. Общая система построения английских танковых частей в середине 30-х годов в целом следовала мировым тенденциям. Костяк составляли средние танки, разработка которых, впрочем, сильно буксовала.

Достойной замены устаревающим Medium Tank Mk.I и Mk.II так и не нашлось, а Medium Tank Mk.III был выпущен мизерным тиражом в три экземпляра. От танкеток англичане постепенно отказывались в пользу более эффективных легких танков. Именно эти машины стали самыми массовыми предвоенными английскими танками. Развивая легкие танки с противопульной броней, английские военные внимательно следили за происходящим в других странах.

Прежде всего, это касалось Франции, обладавшей на тот момент крупнейшим парком бронетанковой техники. У французов также имелась масса проблем с развитием танков, но они шли другим путем. Вместо маневренности они сделали ставку на броню, опираясь на опыт Первой мировой войны.

Символом французского танкостроения на начало 30-х был Renault NC, так и не принятый на вооружение французской армии, но широко разрекламированный. В 1934 году фирмы Vickers-Armstrongs и Carden-Loyd получили задание на разработку машины, концепция которой оказалась очень близка к Renault NC.

Первый опытный образец Infantry Tank A12E1, лето 1938 года. Выхлопные трубы были вынесены максимально вверх, чтобы увеличить глубину преодолеваемого брода
Первый опытный образец Infantry Tank A12E1, лето 1938 года. Выхлопные трубы были вынесены максимально вверх, чтобы увеличить глубину преодолеваемого брода

Согласно техническому заданию, танк должен был иметь броню толщиной 25 мм, скорость порядка 16 км/ч, а его вооружение состояло из пулемета калибра 7,62, либо 12,7 мм. Дальнейшее развитие этой концепции привело к созданию первого пехотного танка A11, получившего обозначение Infantry Tank Mk.I.

Параллельно было разработано техническое задание на более крупный танк. Толщина его брони и максимальная скорость оставались теми же, но вооружение должно было быть более мощным. В качестве такового предполагалось использовать 2-фунтовую (40 мм) пушку, которая как раз в это время совместно разрабатывалась фирмой Vickers-Armstrongs и арсеналом Royal Arsenal Woolwich. Это орудие создавалось в качестве замены для 3-фунтовой (47 мм) пушки, бронепробитие которой на то время было уже недостаточным. Броня толщиной 25 мм являлась предельной для 3-фунтового орудия, новая же пушка на дистанции 457 метров пробивала лист толщиной 37 мм, установленный под углом 60 градусов. В отличие от Infantry Tank Mk.I, разработка среднего пехотного танка фирме Vickers-Armstrongs не досталась.

Центром проектирования пехотного танка средней весовой категории стал все тот же арсенал Royal Arsenal Woolwich. Для арсенала это была далеко не первая работа по танковой тематике. Можно сказать, что A12 стал реваншем в конкурентной борьбе с Vickers, которая шла с начала 20-х годов. Работы по орудийному варианту пехотного танка заметно буксовали.

Первые эскизные наброски пехотного танка A12 появились в сентябре 1936 года, в тот момент, когда опытный образец A11E1 уже вышел на испытания. За прошедшее с начала запуска программы разработки пехотных танков время требования к защите ужесточились. Для A11 толщина брони выросла до 60 мм, что же касается проекта, получившего обозначение A12, для него планку подняли еще выше – до 75 мм.

Существует информация, что первоначально проект A12 назывался Matilda Senior. Насколько это соответствует действительности – вопрос крайне интересный. В переписке такое название не используется. Определенное влияние A11 на проект просматривается. Характерный «клюв» лобовой части корпуса говорит о том, что инженеры арсенала явно ориентировались на разработку Лесли Литтла. Вместе с тем, в запасе арсенала в Вулидже имелось немало других разработок по танковой тематике. Это касалось ходовой части: не стоит забывать, что именно там производилась сборка опытных образцов средних танков A6, там же разрабатывался и средний танк A7.

Именно из этих наработок и берет свое начало ходовая часть A12. Нередко указывается, что это «японская» подвеска, которая использовалась на Medium Tank Mk.C, построенном для Японии. На деле такая же подвеска использовалась Vickers в ходе разработки экспортных машин. Похожая подвеска применялась и на среднем танке A6. Одним словом, в Вулидже не стали искать сложных путей, взяв за основу уже апробированные идеи.

То же самое касается и элементов ходовой части, прикрытых бортовыми экранами. Если подвеска еще вызывает ряд вопросов, то ряд узлов и деталей напрямую перекочевала с танка Medium Tank A7E3, построенного силами Royal Arsenal Woolwich в мае 1934 года. Эта машина являлась еще одной безуспешной попыткой создать замену для Medium Tank Mk.II. Несмотря на то, что в 1937 году работы над танком остановились, он оказал очень большое влияние на английское танкостроение. Элементы этой машины можно обнаружить в целом ряде вполне успешных танков, разработанных позднее. Относится это и к A12.

Наиболее характерной заимствованной деталью стала система со спаренными дизельными двигателями AEC, отработанными на A7E3. Появилась эта система неспроста: с танковыми моторами у англичан имелась масса проблем, а использование автобусных дизельных двигателей AEC отчасти решало вопрос моторного голода. Для A12 на AEC разработали двигатель AEC A183/A184 объемом 6,75 литров. Также с A7E3 позаимствовали планетарный механизм поворота Wilson, траки и ряд других элементов. Одним словом, говорить о том, что танк A12 был развитием A11, можно лишь с большим числом оговорок.

Существенным отличием A12 от предыдущих разработок Royal Arsenal Woolwich стало то, что на сей раз арсенал был лишь разработчиком танка. В качестве подрядчика выступила паровозостроительная фирма The Vulcan Foundry Limited из Ньютон-ле-Уиллоуса в графство Ланкашир.

В 1937 году был оформлен контракт T/3951 на изготовление двух опытных образцов общей стоимостью в 30 тысяч фунтов стерлингов. Надо сказать, что первоначально английские военные колебались в вопросе выбора вооружения для нового танка. Один из вариантов предусматривал установку в башню двух пулеметов, но от него быстро отказались. Основным вариантом вооружения стала установка в башне 2-фунтовой пушки и спаренного с ней пулемета Vickers. Эта установка также использовалась на Medium Tank A7E3.

Что же касается башни, то ее пришлось разрабатывать с нуля. Как и на A7E3, ее сделали трехместной, но с предшествующей разработкой арсенала она не имела ничего общего. Конструкцию башни, как и корпуса, прорабатывали в тесном сотрудничестве с фирмой Vulcan, ориентируясь на ее производственные возможности. В результате A12 стал первым английским танком, в конструкции которого в больших объемах применялось литье. Если на A11 литой сделали только башню, то на A12 литой оказалась и значительная часть корпуса. В остальном же конструкция корпуса была для английских машин вполне традиционной. Собирался он на рейках и заклепках.

Первый опытный образец, получивший обозначение Infantry Tank A12E1, 11 апреля 1938 года был отравлен на полигон Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо. Машина получила регистрационные номера T.3421 и MHM 786. Танк оказался построен совсем на ином качественном уровне, нежели A11, к тому времени запущенный в серию как Infantry Tank Mk.I. 26-тонная боевая машина получилась неспешной, но все же 24 км/ч по шоссе и 15 км/ч по бездорожью – это совсем не 12,9 км/ч, которые развивал по шоссе Infantry Tank Mk.I.

Гораздо важнее то, что это была полноценная боевая машина, в которой сочеталось мощное бронирование и вполне адекватное для того периода вооружение. Правда, с одной оговоркой: как и в случае с 3-фунтовым орудием, осколочно-фугасные снаряды в боекомплект 2-фунтовой пушки не входили. По мнению английских военных, для борьбы с пехотой танку хватало пулемета, а пушка требовалась ему лишь для борьбы с танками.

Проведенные в MWEE испытания увенчались успехом. Машина уверенно преодолела дистанцию в 1000 миль. Правда, уже на этом этапе возникли вопросы к сцеплению траков с грунтом. В августе 1938 года A12E1 отправили в учебный центр в Лулворте (графство Дорсет). 15 декабря в Фарнборо прибыл второй опытный образец, получивший обозначение Infantry Tank A12E2.

В течение зимы-весны 1939 года прототипы побывали на заводе Vulcan, где их отремонтировали и провели работы по улучшению конструкции. Впрочем, уже в июне 1938 года было ясно, что серийному производству A12 быть. Машину приняли на вооружение как Infantry Tank Mk.II.

Многоликая Матильда

Первый контракт T5115 на изготовление 140 Medium Tank Mk.II был заключен с Vulcan в июне 1938 года. Но единоличным производителем танка эта фирма не стала. В Европе уже запахло жареным, а Великобритания к войне с Германией была не готова. Широко известная политика «умиротворения» имела вполне определенную цель – выиграть время, чтобы английская промышленность смогла перестроиться на военные рельсы.

Неудивительно, что в августе 1938 года был подписан контракт T5694 на выпуск еще 40 Infantry Tank Mk.II. Его получила машиностроительная компания Ruston & Hornsby Ltd. Практически в то же самое время был подписан контракт T5653 с машиностроительной компанией John Fowler & Co., объем заказа оказался тем же — 40 танков. Следующей стала вагоностроительная компания London, Midland and Scottish Railway (LMS). Контракт T5741 предусматривал выпуск 120 танков. Еще одна паровозостроительная компания, North British Locomotive Company (NBL) из Глазго получила контракт T6904 на выпуск 50 танков.

Последней в список производителей попала судостроительная верфь Harland & Wolff Ltd из Белфаста. С ней заключили контракт T6905 на выпуск 130 Infantry Tank Mk.II. Такой немаленький список предприятий наглядно демонстрирует то, как отнеслись к новому танку в британском военном министерстве. Ведущая роль по дальнейшему развитию конструкции A12 была возложена на Vulcan. Именно здесь готовилась техническая документация, которая в дальнейшем распространялась по остальным заводам.

Неудивительно, что на мощностях Vulcan были изготовлены и первые серийные танки. С момента подписания контракта до запуска Infantry Tank Mk.II в серию прошло больше года. Все это время продолжалась подготовка производства и налаживалась кооперация с поставщиками узлов и агрегатов. Кроме того, на Vulcan тщательно анализировали результаты испытаний и вносили изменения в конструкцию танка. В частности, от сложной выхлопной системы с выводом труб вверх пришлось отказаться, а часть листов корпуса стала более простой по форме.

Запуск серийного производства Infantry Tank Mk.II совпал с началом Второй мировой войны. Первые танки покинули завод в сентябре 1939 года. Одним из итогов испытаний стало то, что подвеску танка слегка «приподняли». Связано это с тем, что при движении в некоторых случая фальшборта цеплялись за грунт.

Согласно документам, которые оказались в распоряжении Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА), за первый квартал было построено 24 танка. В их числе оказались и Infantry Tank Mk.II, которые с декабря 1939 года стали выпускаться силами LMS. В первом квартале 1940 года заводы покинули еще 27 танков. Коренным образом ситуация изменилось лишь во втором квартале: с марта началось производство на Harland & Wolff и Ruston & Hornsby, в мае подключилась фирма NBL, а в июне John Fowler. В результате количество поставленных танков выросло до 101 (продолжение следует…).  

Добавить комментарий