Самоходный огнемет Sd. Kfz 251/16

Германская армия широко использовала полугусеничные БТР Sd. Kfz 251 для создания различных специальных машин. 16-я модификация БТР, появившаяся в январе 1943 года и известная также как «Устройство 916», несла пневматический огнемет фирма «Кебе» с двумя поворотными брандспойтами.

Самоходный огнемет Sd. Kfz 251/16
Самоходный огнемет Sd. Kfz 251/16

В открытом сверху десантно-боевом отделении монтировались два резервуара (по одному с каждого борта) каждый на 350 л. огнесмеси Flammol Nr. 19, центробежный насос (компрессор) и приводивший его во вращение бензиновый двигатель DKW с собственным топливным баком на 25 л. Огнесмесь из каждого резервуара подавалась в общую трубу, соединенную с компрессором, то есть оба резервуара равномерно питали каждый огнемет.

Огнесмесь подавалась к брандспойтам по шлангам, защищенным проволочной оплеткой. Брандспойты с внутренним диаметром выходного отверстия 14 мм устанавливались у бортов десантно-боевого отделения (правый был немного смещен вперед) за бронещитами и снабжались автоматическими клапанами.

Правый бортовой огнемет машины Sd. Kfz 251/16. Хорошо видны шланг подачи огнесмеси в защитной оплетке и органы управления огнеметом
Правый бортовой огнемет машины Sd. Kfz 251/16. Хорошо видны шланг подачи огнесмеси в защитной оплетке и органы управления огнеметом

Сектор обстрела каждого брандспойта устанавливался в 160°, но из-за ограниченности рабочего места огнеметчика не превышал 160°. Углы наведения брандспойта по вертикали — от –10° до + 24°. Брандспойты огнеметов защищались цилиндрическими кожухами.

Для производства выстрела огнеметчик нажимал на правый рычаг, который передвигал назад полую втулку и кожух брандспойта, при этом открывался конический клапан и выбрасывалась огнесмесь. Струя огнесмеси поджигалась бензиновой горелкой, которая в свою очередь зажигалась электрической свечой от аккумулятора БТР. Бачок с бензином для горелки и катушка свечи крепились на внутренней стороне щита. Рабочее давление — 15 атм. Дальность огнеметания каждого огнемета в отдельности — до 50–60 м, но при одновременном огнеметании из-за снижения давления в каждом огнемет дальность также уменьшалась — до 35 м. При расходе 8 л в секунду запаса огнесмеси хватало на 80 выстрелов продолжительностью около 1 сек каждый.

Дополнительно на корме крепился носимый огнемет FW. 42 с внутренним диаметром брандспойта 7 мм, пиротехнической «зажигалкой» и 10-метровым шлангом, позволявшим огнеметчику действовать вне машины.

Огнеметание из бортового огнемета машины Sd. Kfz 251/16. Огнемет и установка - позднего варианта
Огнеметание из бортового огнемета машины Sd. Kfz 251/16. Огнемет и установка – позднего варианта

Посередине между огнеметами ставился штатный пулемет с бронещитом. Время заправки огнеметной аппаратуры одной машины — около 30 мин. Впоследствии (не позднее мая 1944 года) систему огнеметов «Кебе» упростили, заменив бензиновую горелку-зажигатель пиропатроном. Также были изменены щиты, снят носимый огнемет. Зато в передней части десантного отделения установили пулемет MG. 34 (или MG. 42) на шкворне.

Сборку огнеметного варианта среднего бронетранспортера вел завод «Вумаг» в Герлице.   Всего было изготовлено 347 Sd. Kfz 251/16. Такие самоходные огнеметы в 1943 году сводились по шесть в огнеметные взводы в составе штабной роты мотопехотного («панцергренадерного») полка. Штат огнеметного взвода Sd. Kfz 251/16 утвердили 1 августа 1943 года. Однако уже 1 ноября 1943 года взвод вывели из штабной роты и придали в качестве четвертого («огнеметного») взвода инженерно-саперной роте полка — достаточно характерное переподчинение.

Самоходный огнемет Sd. Kfz 251/16 Ausf. D без кормовой установки для носимого огнемета
Самоходный огнемет Sd. Kfz 251/16 Ausf. D без кормовой установки для носимого огнемета

Самоходные огнеметы мотопехотного полка предназначались прежде всего для ведения ближнего боя, в том числе в городе. Предполагалось, что «обычно огнеметный взвод будет сохраняться как последний резерв командира полка», причем применяться будет в тесном взаимодействии с поддерживающими полк танками и штурмовыми орудиями.  

Однако к середине 1944 года едва ли половина танковых дивизий вермахта располагала самоходными огнеметами Sd. Kfz 251/16. Германская танковая дивизия «типа 1945 года» должна была иметь всего 90 бронетранспортеров, из них шесть — огнеметных Sd. Kfz. 251/16. Однако осуществить этот план не удалось.  

Своеобразным типом самоходного зажигательного оружия была ракетная установка Wurfgerat 40 на шасси того же Sd. Kfz 251. Кроме 280-мм фугасных реактивных снарядов установка могла запускать 320-мм зажигательные снаряды массой 79 кг на дальность до 2200 м. Применение этого оружия было ограниченным. Такую же пусковую установку монтировали на трофейные французские танки Н35 «Гочкис» (или Pz. Kpfw 35H). С другой стороны, сообщалось, что в Красной Армии в первый период войны на трофейные германские БТР ставили бутылкометы (импровизированный образец зажигательного оружия) — такой вариант якобы использовался в войсках 33-й армии. Видно, что за время войны в СССР изготовили втрое больше огнеметных танков, нежели в Германии, а с учетом базовых танков и более высоких боевых качеств пороховых автоматических огнеметов по сравнению с пневматическими на стороне отечественных огнеметных машин и качественное превосходство.

Самоходный огнемет Sd. Kfz 251/16 Ausf. D в городском бою, 1944 год
Самоходный огнемет Sd. Kfz 251/16 Ausf. D в городском бою, 1944 год

Источник: Ардашев А.Н., Федосеев С.Л. Огнеметные танки и ручные огнеметы в бою

Добавить комментарий