Легкий танк БТ-ИС (Иосиф Сталин)

Легкий танк БТ-ИС (Иосиф Сталин)
История создания этой машины связана с именем Н.Ф. Цыганова, молодого изобретателя-самоучки 4-го танкового полка Украинского военного округа.

Летом 1934 года он разработал автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ, за что нарком обороны К.Е. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командира взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком. Ворошилов отдал приказ — создать новый «колесно-гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину». Присутствовавший при этом командующий войсками УВО И.Э. Якир поручил выполнение задания наркома группе инженеров под руководством Н.Ф Цыганова. Работая в течение четырех месяцев по 16-18 часов в сутки, они изготовили к апрелю 1935 года чертежи и модель в 1/5 натуральной величины танка БТ с новым движителем, имевшим 3 пары ведущих (2. 3, 4) и управляемых (1, 2, 4) колес.
О выполнении задания инженеры 4-го танкового полка рапортовали в письме Сталину и Ворошилову (стилистика и орфография оригинала сохраняются):
«Большевики, бойцы и командиры УВО докладывают Вам: Ваши указания об усовершенствовании движителя танков выполнены.
Участники постройки танка БТ-ИС. В первом ряду слева - Н.Ф. Цыганов
Участники постройки танка БТ-ИС. В первом ряду слева – Н. Ф. Цыганов
Мы дали изобретению имя: танк БТ-ИС (Иосиф Сталин) Вам т. Сталин принадлежит идея реконструкции движителя танка БТ в этом направлении. Об этом нам рассказал наш любимый полководец-большевик командующий войсками УВО т. Якир. Он вызвал нас к себе и в длительной беседе разъяснил нам Вашу идею, рассказал о всем значении этого усовершенствованного движителя БТ для дела обороны страны и поставил задачу: спроектировать и построить новый движитель Выполнить вашу волю т. Сталин, в кратчайший срок для нас стало делом чести, делом партийного долга» Одновременно с проектом нового колесно-гусеничного движителя группа Цыганова выполняла чертежи и модель (также а 1/5 натуральной величины) танка БТ с гусенично-катковым движителем, состоявшим из шарнирно-катковой цепи и резиновой гусеницы. Согласно расчетам эта машина должна была развивать скорость до 105 км/ч, обладать бесшумным ходом и возможностью разворачиваться на месте. 
Сборка первого танка БТ-ИС на базе БТ-2
Сборка первого танка БТ-ИС на базе БТ-2
При разработке этих проектов переделке подвергалась только ходовая часть танков БТ-2 и БТ-5. Изобретение обоих движителей принадлежало Н.Ф. Цыганову (не имевшему, кстати сказать, специального технического образования), расчеты производили молодые инженеры В.Г. Матюхин и Л.А. Бессонов, а чертежные работы А.С. Полосухин и Г.А. Федченко. Ответственным руководителем работ являлся заместитель начальника политуправления УВО Н.Ф. Березкин.
По личному указанию Ворошилова для изготовления БТ-ИС были выделены необходимые средства, место на харьковском танкоремонтном заводе № 48 и танк БТ-2.
В июне 1935 года приступили к испытаниям машины, продолжавшимся, с перерывами до осени. 
 БТ-ИС на испытаниях
 БТ-ИС на испытаниях
О результатах докладывали лично К.Е. Ворошилову, который дал указание изготовить в 1936 году 10 танков БТ-ИС на базе танка БТ-5, что и было выполнено. 
БТ-ИС на испытаниях. У машины демонтирована передняя пара опорных катков
БТ-ИС на испытаниях. У машины демонтирована передняя пара опорных катков
В марте — июне 1937 года три БТ-ИС (№ 05, 06 и 010) после внесения заводом № 48 изменений на основе результатов пробега Харьков – Москва проходили войсковые испытания в окрестностях Харькова.
В окончательном виде танк БТ-ИС представлял собой модернизированную машину БТ-5. Основным его конструктивным отличием являлось наличие трех пар ведущих колес колесного хода, что давало возможность использовать более 75% массы танка в качестве сцепного веса; наличие специального механизма для уравнивания скоростей движения на колесах и на гусеницах — синхронизаторах; значительное увеличение емкости бензобаков.
Остались без изменения двигатель, главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы, тормоза, приводы управления, рулевое управление передних колес при колесном ходе, башня и вооружение.
Частичным переделкам подвергся корпус за счет установки новых подкосов, увеличения расстояния между боковыми стенками, установки кормового бензобака и бронировки картера бортовой передачи. Изменились ведущий вал бортовой передачи, балансиры опорных катков, подвеска, ведущие колеса гусеничного хода. Был введен ряд новых механизмов трансмиссии колесного хода: синхронизатор, угловая коробка, верхние коробки, карданные валы, привод ведущих колес колесного хода, привод переключения синхронизатора. Система питания топливом переделана с трех бензобаков поочередно на питание от каждого бака в отдельности (по желанию), бензобаки изготовили новые.
Вращение к трансмиссии колесного хода передавалось от конической пары ведущего вала бортовой передачи к синхронизатору. От него через полужесткую зубчатую муфту — валу угловой коробки, а затем через муфты и промежуточный валик – валу первой верхней коробки. От последней вращение передавалось последовательно ко второй и третьей верхним коробкам. От верхних коробок с помощью карданов и составных карданных валов — приводу ведущих колес и от него самим колесам. Тип и конструкция подвески БТ-ИС сохранилась та же, что и у БТ-5, с той лишь разницей, что гитару заменили задним балансиром. 
Сборка танков БТ-ИС на базе БТ-5 на заводе №48. 1936 год
Сборка танков БТ-ИС на базе БТ-5 на заводе №48. 1936 год
Танки прошли от 1500 до 2500 км, в основном на колесах. БТ-ИС показали значительно большую проходимость и живучесть по сравнению с БТ-5 и БТ-7: они хорошо передвигались при потере одной гусеницы одного или двух катков. Несмотря на выявленные недостатки — слабость шестерен синхронизаторов, перегрузку резины задних колес, срыв резьбы штоков вертикальных свечей и плохой доступ к дополнительной трансмиссии — армейская комиссия пришла к выводу, что БТ-ИС на вооружение следует принять. Начальник АБТУ РККА Г.Г. Бокис отдал распоряжение: изготовить в 1937 году установочную партию в 5 машин БТ-ИС. На них предполагалось установить наклонную бортовую броню и устранить выявленные недостатки, а в 1938 году заводу № 48 надлежало выпустить уже 300 БТ-ИС.
БТ-ИС с дополнительными наклонными бортами. 1937 год
БТ-ИС с дополнительными наклонными бортами. 1937 год

Но до конца 1937 года была изготовлена только одна такая машина на базе БТ-5. имевшая дополнительные наклонные борта из 6-мм брони. В связи с арестом в начале 1938 года Н.Ф. Цыганова и других членов КБ дальнейшие работы по этим машинам были прекращены.

Внешний вид танка БТ-ИС
Внешний вид танка БТ-ИС
 Схема передачи вращения к трансмиссии колесного хода танка БТ-ИС:
1 – синхронизатор, 2 – полужесткая зубчатая муфта, 3 – угловая коробка, 4 – промежуточный валик, 5 – верхняя коробка, 6 – кардан, 7 – составной карданный вал, 8 – привод ведущих колес, 9 – ведущие колеса, 10 – задний балансир, 11 – управляемое колесо.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *