Противотанковая самоходная установка СУ-57 (Краткая справка)
Попытка улучшить боевую эффективность серийных САУ СУ-76 привела летом 1943 г. к появлению опытной самоходки СУ-57.

Инициатором проекта был горьковский артиллерийский завод №92 с подачи начальника ЦАКБ В. Грабина при поддержке Д. Устинова возобновил производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2, а также их танковых вариантов ЗИС-4, прекращенное в конце 1941 года. Эти орудия имели очень хорошие показатели бронепробиваемости и могли успешно бороться с немецкими средними танками типа Pz.III и Pz.IV последних серий.
Опытная САУ СУ-57, выпущенная заводом №38, представляла собой серийную СУ-76М, вооруженную 57-мм пушкой СУ-15-57, что повлекло а собой небольшую модернизацию боевого отделения и рубки. На испытаниях, проведенных летом 1943 г., выяснилось, что СУ-57 не полностью отвечает требованиям заказчика. Прежде всего требовалось установить на шасси полностью закрытый бронекорпус в противоснарядным бронированием и уменьшить откат орудия. Поскольку сделать это было затруднительно, работы по СУ-57 завода №38 свернули.
Тем временем завод ГАЗ предложил собственный вариант противотанковой САУ, вооруженную 57-мм орудием С-1-57 и оснащенную импортным дизелем. Она получила обозначение СУ-57б и поступила на испытания почти одновременно с СУ-57. Несмотря на положительные отзывы, на вооружение она также не принималась. Военные специалисты указали на высокую стоимость САУ и недопустимость развертывания серийного производства техники, если она зависит от поставок двигателей из за рубежа.
Тактико-технические характеристики СУ-57:
- БОЕВАЯ МАССА ~12000 кг
- ЭКИПАЖ, чел. 4
- ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ: Клиренс, мм 380
- ВООРУЖЕНИЕ: одна 57-мм противотанковая пушка СУ-15-57
- БОЕКОМПЛЕКТ: 12 выстрелов
- ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел
- БРОНИРОВАНИЕ: лоб корпуса – 60 мм, борт корпуса – 60 мм, корма корпуса – 10 мм, лоб рубки – 60 мм, крыша – 20 мм
- ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-203, карбюраторный, мощностью 140 л.с.
- ТРАНСМИССИЯ: механического типа: главный фрикцион сухого трения, карданный вал, 5-скоростная КПП, бортовые фрикционы, бортовые передачи и ленточные тормоза
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: (на один борт) опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков.