Kubus – импровизированный бронеавтомобиль Польши
Единственный польский импровизированный бронеавтомобиль, названный своими создателями “Kubus”, появился в самом конце Второй Мировой войны.
Летом 1944 г., когда Армия Крайова (Armia Krajowa) при активном содействии жителей Варшавы, готовилась к восстанию, был сделан правильный вывод о необходимости иметь не вооружении бронетехнику.
Поскольку немцы собственные танки и бронемашине по доброй воле отдавать полякам совсем не собирались единственным выходом оставалось создать нечто подобное самим. “Kubus” был построен всего за 13 дней силами рабочих электростанции и жителей столичного района Powisle. За основу взяли шасси 3-тонного грузового автомобиля Chevrolet 157, выпущенного незадолго до войны по лицензии. Под руководством капитана Каприана Одоркевича и инженера Станислава Скибневского этот был куплен как бы для коммерческих нужд и вскоре отогнан на частную фабрику “Stach”, где 10 августа началась его переделка. Надо отдать должное польским рабочим, строивших бронеавтомобиль из подручных материалов – машина получила бронированный корпус с рациональными углами наклона стальных листов толщиной 5-6 мм. При постройке учитывалось мнение одного из военных специалистов Армии Крайова, который имел дело с легкими танками Renault FT-17 и ясно представлял себе, как важна защита экипажа и жизненно важных узлов бронеавтомобиля. Используемые поляками стальные листы выдерживали попадания пуль винтовочного калибра, но против тяжелых пулеметов и 20-мм пушек они устоять не могли.
Собственно, против немецкой бронетехники “Kubus” использовать не предполагалось. Его основной задачей была доставка 8-12 человек к Университетскому Варшавскому Комплексу и огневая поддержка атакующих. При этом следовало избегать встреч с противотанковой артиллерией и танками противника.
Впервые “Kubus” пошел в бой 2-го сентября. Вместе с трофейным транспортером Sd.Kfz.251 Ausf.D (носивший имя “Jas”) бронеавтомобиль взял на борт 12 человек и направился к университету. Всё его вооружение состояло из одного 7,62-мм советского пулемета ДП. Высадив десант экипаж “Kubus” попытался прорвать проволочные заграждения ведя интенсивный пулеметный огонь. Немецкие солдаты, оборонявшие комплекс, совсем не были напуганы прибытием польского бронеавтомобиля и оказали жесткое сопротивление, пытаясь повредить ходовую часть машины. Экипаж был вынужден отойти задним ходом, а затем и вовсе ретироваться, во избежание уничтожения машины. 6-го сентября командир польского отряда принял решение об эвакуации, а чтобы “Kubus” не попал в руки врага с него сняли всё вооружение и двигатель. Оставив один корпус бойцы Армии Крайовы ушли, но в январе 1945 г, когда советская и Польская Народная Армии снова вошли в Варшаву, бронеавтомобиль снова “поставили на ноги” и сейчас он выставлен как музейный экспонат.
Основные тактико-технические характеристики бронеавтомобиля Kubus:
- БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
- ЭКИПАЖ, чел. 1+10
- ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ –
- ВООРУЖЕНИЕ один пулемет ДП калибра 7,62-мм и ручные гранаты в укладке
- ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
- БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 5-6 мм борт корпуса – 5-6 мм корма корпуса – 5-6 мм
- ДВИГАТЕЛЬ Chevrolet, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения
- ТРАНСМИССИЯ механического типа
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4×2: шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
- СКОРОСТЬ ~40 км/ч
- СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция №19