Чехословацкая самоходная установка Т.А.С.А.М. R-2
В начале Второй мировой войны основу румынского танкового парка составляли машины чехословацкого производства «Шкода» Š-II-aR (экспортная модификация танка LT vz. 35), приобретённые в 1938–1939 годах в количестве 126 единиц и принятые на вооружение под обозначением R-2.
Но бои на Восточном фронте стали настоящим холодным душем для румынских танкистов — так, 1-я танковая дивизия к концу 1942 года потеряла 81 R-2. Стало ясно, что по своему прямому назначению эти машины применяться не могут. Уцелевшие четыре десятка танков румыны вывели в резерв.
Для перевооружения 1-й танковой дивизии в Германии были заказаны танки Pz.Kpfw. III, Pz.Kpfw. IV и штурмовые орудия StuG III (обозначавшиеся в Румынии Т-3, Т-4 и ТА соответственно). Но их поставки задерживались, и румынам пришлось прибегнуть к импровизации. В первую очередь в дело пошли трофейные советские лёгкие танки Т-60 — на их базе строились противотанковые САУ Т.А.С.А.M. Т-60. А в декабре 1942 года началась разработка варианта «румынского Мардера» на шасси R-2. Так же, как и в случае с Т.А.С.А.М. Т-60, работы велись на бухарестском заводе «Леонида», их возглавил подполковник Константин Гиулаи. Проект предусматривал установку трофейного орудия Ф-22 в неподвижной бронированной рубке, открытой сзади и частично сверху.
В техническом плане проект был довольно простым, но его реализацию задерживало отсутствие шасси для переделки — уцелевшие R-2 интенсивно использовались в учебных целях. Один экземпляр танка прибыл на завод лишь в июле 1943 года, и к концу сентября прототип противотанковой САУ был готов. Испытания, проведённые на полигоне Судичи, показали, что установка пушки не привела к перегрузке шасси (а такие опасения были — ведь танк Š-II изначально проектировался под 37-мм пушку). С другой стороны, стрельбы с использованием румынских бронебойных снарядов по трофейному танку Т-34 показали, что эффективная дальность поражения является недостаточной и не превышает 500–600 м. Ещё одним недостатком являлась большая высота машины (2,32 м), что существенно усложняло её маскировку на поле боя. Тем не менее Комиссия вооружений рекомендовала САУ к принятию на вооружение и присвоила ей обозначение Tun Anti Car cu Afet Mobil R-2 («Противотанковое орудие на самоходном шасси R-2), сокращённо — Т.А.С.А.М. R-2.
Фирма «Леонида» получила заказ на переделку в САУ четырёх десятков танков R-2, но поставки шасси задерживались по всё той же причине — они были нужны для обучения танкистов. Сборка серийных изделий началась лишь в феврале 1944 года. Правда, задержка позволила усовершенствовать самоходку, установив вместо пушки Ф-22 более совершенную трофейную ЗИС-3. К июню 1944 года заказ был выполнен ровно наполовину — «Леонида» сдала 20 серийных Т.А.С.А.М. R-2 (без учёта прототипа), после чего выпуск остановился. На оставшиеся шасси предполагалось установить румынские 75-мм противотанковые пушки «Решита» mod. 1943 или же огнемёты, но эти планы так и не были претворены в жизнь. Не дождались реализации и планы переделки в САУ полусотни танков Pz.Kpfw. 38(t), именовавшихся в Румынии Т-38.
Конструкция САУ Т.А.С.А.М. R-2
Корпус, силовая установка и ходовая часть Т.А.С.А.М. R-2 полностью соответствовали базовому танку. Корпус собирался из катаных бронелистов, крепившихся заклёпками к каркасу из стальных уголков. Толщина лобовых листов составляла 25 мм, бортовых — 16 мм, кормы — 12–16 мм, крыши — 8 мм. Внутри корпус делился на два отделения (совмещённое управления и боевое, а также моторное), которые разделялись противопожарной перегородкой.
Экипаж Т.А.С.А.М. R-2 состоял из трёх человек: механика-водителя, командира/наводчика и заряжающего. Рабочее место механика-водителя находилось впереди справа. Слева в танке R-2 размещался пулемётчик, обслуживавший курсовой 7,92-мм пулемёт ZB vz. 37. На самоходках пулемётчика не было, но пулемёт сохранили, а огонь из него вёл механик-водитель при помощи тросика Боудена. Также слева в передней части корпуса находилась радиостанция. Входной двустворчатый люк над рабочим местом механика-водителя ликвидировали — теперь над ним находилась передняя часть рубки. В нижнем листе был сохранён круглый эвакуационный люк диаметром 500 мм.
Рубка, открытая сзади и частично сверху, была сварной. Она изготавливалась из «подручных материалов» — бронелистов толщиной 10–17 мм, полученных при разборке трофейных танков Т-26 и БТ-7. В ней устанавливалось главное вооружение — 76,2-мм пушка ЗИС-3. Угол её горизонтальной наводки составлял по 30° вправо и влево, вертикальной — от −5° до +15°. Возимый боекомплект состоял из 30 унитарных выстрелов, размещённых в держателях на боковых и передней стенках рубки, а также в корпусе САУ.
Силовая установка Т.А.С.А.М. R-2 — шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель «Шкода» Т-11 рабочим объёмом 8,52 л и мощностью 120 л.с. (при 1800 об/мин). Планетарная коробка передач «Прага-Вильсон-Шкода» обеспечивала шесть скоростей при движении вперёд и шесть — назад. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме. Питание обеспечивал стартер-генератор «Сцинтилла» мощностью 600 Вт и два никель-железных аккумулятора. Напряжение в сети — 12В.
Ходовая часть (применительно к одному борту) состояла из девяти обрезиненных спаренных опорных катков размером 350×95 мм, восемь из которых были попарно сблокированы в четыре тележки. Амортизация — листовые рессоры. Ведущее колесо — заднего расположения, натяжное — переднего. Также имелись четыре поддерживающих ролика размером 200×60 мм. Мелкозвенчатая гусеница шириной 350 мм состояла из 111 траков.
Боевое применение САУ Т.А.С.А.М. R-2
В отличие от Т.А.С.А.М. Т-60, самоходки Т.А.С.А.М. R-2 не успели принять участия в боевых действиях против Красной армии. Десять Т.А.С.А.М. R-2 поступили в 63-ю роту истребителей танков (Compania de Vânători de tancuri), приданную в июле 1944 года 1-й учебной танковой дивизии. 23 августа 1944 года Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, и её армии пришлось сражаться со вчерашними союзниками. В конце августа – начале сентября был сформирован Механизированный корпус, в который вошли 8-я моторизованная кавалерийская дивизия, 1-я кавалерийская дивизия и 9-я пехотная дивизия, а также отдельный отряд «Никулеску». В последний и была передана 63-я рота, располагавшая в тот момент 12 противотанковыми САУ.
К 4 сентября основные силы Механизированного корпуса были спешно переброшены в район города Блаж на границе с Трансильванией. Уже 5 сентября они приняли участие в отражении контрнаступления венгерской 2-й армии из районов Клуж и Таргу-Муреш. 6–7 сентября Механизированный корпус остановил продвижение венгерской 2-й танковой дивизии, в чём принял активное участие отряд «Никулеску». Затем самоходки поддерживали контрудар Механизированного корпуса, отбросившего 2-ю танковую дивизию и 8-ю кавалерийскую дивизию СС за реку Муреш.
В ходе очистки северных районов Трансильвании от немецких и венгерских войск 29 сентября из отрядов «Никулеску» и «Матеи» создали импровизированную Танковую группу, подчинённую командованию румынской 4-й армии. Группа включала танковый батальон (рота Т-4, рота ТА и рота Т.А.С.А.М. R-2, насчитывавшая 16 машин), мотострелковый батальон, артдивизион, разведывательную, противотанковую и зенитную роты. Группа поддерживала 6-й армейский корпус в боях на реке Сомеш. 14 октября её вывели на отдых и переформирование, но 20-го вновь бросили в бой. Спустя пять дней после завершения освобождения Северной Трансильвании Танковую группу расформировали.
В феврале 1945 года 12 машин Т.А.С.А.М. R-2 получил 2-й танковый полк, материальная часть которого была очень разношёрстной. Помимо 8 танков Т-4 и 13 штурмовых орудий ТА, 2-й полк располагал уже абсолютно непригодными к боевому применению танками R-2, Т-38, R-35 и даже антикварными «Рено» FT. 8 февраля полк отправился на фронт в Чехословакию, где был придан советской 27-й гвардейской танковой бригаде. Устаревшая матчасть полка быстро «растаяла» в боях — по состоянию на 26 марта в строю оставалось лишь пять Т.А.С.А.М. R-2.
Несколько дней спустя остатки полка свели в смешанную танковую роту. Согласно сведениям от 24 апреля, наряду с другой техникой в ней были и две Т.А.С.А.М. R-2. Одна из этих самоходок в конце апреля была уничтожена в бою у посёлка Пасохлавки, а вторая в начале мая вышла из строя в районе Брно. Когда 14 мая 1945 года остатки 2-го танкового полка вернулись в Бухарест, в его составе уже не было ни одной самоходки Т.А.С.А.М. R-2. Несколько экземпляров различной степени изношенности имелись на территории Румынии — один из них в настоящее время сохраняется в экспозиции Национального военного музея в Бухаресте.
Самоходка Т.А.С.А.М. R-2 (так же, как и Т.А.С.А.М. Т-60) являлась «родственницей» немецких противотанковых САУ первого поколения серии «Мардер». Как и немецкие машины, румынские противотанковые САУ имели ряд недостатков — высокий силуэт, слабую бронезащиту, открытую рубку. В 1942 году такая импровизация была бы вполне уместной, но во второй половине 1944-го, когда Т.А.С.А.М. R-2 наконец пошли в бой, они уже были явным анахронизмом.