Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ M88

Необходимость принятия на вооружение армии новую БРЭМ наглядно продемонстрировал корейский конфликт. Мощности БРЭМ M32 на базе «Шермана» не хватало для работы с изрядно потяжелевшими со времен Второй мировой войны танками, такими как M26 и M46.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ M88
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ M88

Дискуссию вызвал вопрос о шасси для ремонтно-эвакуационной машины. Командование сухопутных войск хотело иметь БРЭМ на базе недавно принятого на вооружение танка M48, в то время как департамент вооружений министерства обороны предлагал использовать в качестве шасси находившийся в стадии разработки экспериментальный T95 (будущий M60). Точка зрения командования армии на какое-то время одержала верх. В 1956 году с фирмой «Боуэн Маклафлин Йорк» (BMY) был заключен контракт на изготовление трех прототипов БРЭМ T88 на базе танков M48.  

Изготовление «пилотных» машин затянулось – медленно шел процесс проектирования, долго не удавалось найти субподрядчика для изготовления сварной бронерубки. В этих условиях вновь приобрела актуальность идея создания БРЭМ на шасси перспективного танка, тем более, что расчеты показывали: новая БРЭМ и новый танк будут запущены в серию практически одновременно. БРЭМ на базе перспективного танка позволила бы унифицировать технику и одновременно обладала бы большим модернизационным потенциалом и лучшими характеристиками. Однако использование части шасси танков M60 для изготовления БРЭМ было признано нецелесообразным. Армия США остро нуждалась в новых танках. Окончательный вердикт был таков: изготавливать БРЭМ на шасси M48 в качестве временной меры, пока заводы не выпустят достаточное количество M60, а затем создать новую БРЭМ на его базе. Но увы, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Вот и «временная» БРЭМ M88 до сих пор остается на вооружении армии США, пережив и M48 и M60.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ M88
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ M88

Испытания опытных БРЭМ T88 показали, что двигатель AVI-1790-8 обеспечивает машине более чем скромные возможности по эвакуации бронетехники и замене башен. Между тем принятие на вооружение более тяжелого танка M60 еще в большей степени ужесточило требования к тяговым характеристикам БРЭМ и грузоподъемности кранового оборудования. Установка более мощного 980-сильного мотора AVI-1780-6 и трансмиссии «Аллисон» ХТ-1400 позволило резко улучшить характеристики БРЭМ. После испытаний БРЭМ с обновленной силовой установкой вооруженные силы США подписали с фирмой BMY контракт на серийное производство ремонтно-эвакуационных машин M88.  

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ M88 в действии
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ M88 в действии

Серийное производство БРЭМ M88 было начато в 1959 году, когда BMY подписала контракт с армией США на 1075 машин со сдачей первых в феврале 1961 года. Серийный выпуск БРЭМ был организован на заводе BMY в Йорке, штат Пенсильвания, который затем вместе с производством и персоналом вошел в структуру подразделения сухопутной техники группы оборонных производств корпорации FMC (в дальнейшем – в составе филиала под названием United Defense), где осуществлялось изготовление корпусов и моторно-трансмиссионной группы, монтаж оборудования, сборка и отладка готовых машин перед отправкой их заказчику. Заказ был выполнен к 1964 году. Выпуск машин возобновился в 1970 году в связи с нехваткой БРЭМ в армии США.

БРЭМ M88 стоит на вооружении не только американской армии США, но была принята Германией, Грецией, Португалией, Израилем, Южной Кореей, Австрией и Египтом. Несмотря на то что БРЭМ M88 находится в строю более пятидесяти лет, морально устарела и неспособна сопровождать танки, поскольку уступает им по динамическим характеристикам, она все еще остается на вооружении американской армии и, судя по всему, в ближайшее время замены ей не предвидится.  

Корпус M88 сварен из катанных стальных броневых листов. Максимальная толщина лобовой брони составляет 50 мм. Это обеспечивает защиту экипажа и оборудования от осколков снарядов и пуль. Для доступа экипажа по бортам выполнены бронированные двери. Для обзора рабочие места механика-водителя и командира машины оснащены смотровыми приборами. Водитель и механик располагаются в передней части корпуса, над их рабочими местами выполнены люки и смонтированы перископы. В средней части корпуса находится отделение гидравлического оборудования, моторно-трансмиссионное отделение в корме. В качестве оборонительного вооружения бронированной ремонтно-эвакуационной машины M88 служит пулемет калибра 12,7 мм, установленный во вращающейся башенки с шестью стеклоблоками по периметру. Боекомплект – 1300 патронов. Кроме этого имеется оборудование для постановки дымовых завес.

Специальное оборудование машины M88 включает в себя: бульдозер-сошник с усилием до 6 тс для стабилизации машины при подъемных операциях и легких фортификационных операций; основную лебедку с тяговым усилием до 40 т и длиной троса 60 м для вытаскивания поврежденной техники или для самовытаскивания; вспомогательную лебедку с тяговым усилием 22,5 т и длиной троса 60 м; кран с А-образной трубчатой стрелой грузоподъемностью до 23 т для подъема танковых двигателей и других грузов; топливо-перекачивающий насос для заправки отремонтированной техники и откачки топлива из поврежденной техники; термодымовую аппаратуру для маскировки. В 1973 году M88 была модернизирована. На новую эвакуационную машину установили дизельный двигатель «Континенталь» AVDS-1790-2DR и новую трансмиссию. Также был установлен 11-сильный вспомогательный двигатель.

Модернизированная M88 получила обозначение M88A1. К 1985 году выпустили 1427 бронированных ремонтно-эвакуационных машин M88A1, и 876 машин M88 было модернизировано. В 1991 году производство M88A1 было возобновлено для выполнения зарубежных заказов.   После того как на вооружение был принят танк M1 «Абрамс» выяснилось, что буксировать его одной M88A1 невозможно, требуются две. В августе 1982 года начались разработки новой БРЭМ M88A1E1, имевшей модернизированную силовую установку, большие возможности по буксировке и подъему грузов и усиленное бронирование. Проект был отменен в связи с перераспределением денежных средств для разработки самоходной гаубицы M109A6. Однако в 1991 году разработка новой БРЭМ была продолжена. В последующие шесть лет разрабатывалась усовершенствованная версия машины, получившая обозначение M88A2 HERCULES (Heavy Equipment Recovery Combat Utility Lift and Evacuation System – «система для эвакуации и ремонта тяжелой боевой техники общего назначения»), «Геркулес» был принят на вооружение в 1997 году, а в следующем ему разрешили буксировать «Абрамсы» в одиночку.   На модификации M88A2 усилили бронирование передней части корпуса, установили дизельный двигатель AVDS-1790-8DR и автоматическую трансмиссию ХТ-14105А, усовершенствовали элементы тормозной системы и подвески, лебедку заменили на имеющую большее тяговое усилие, удлинили А-образную кран-стрелу. Максимальное тяговое усилие на жесткой сцепке 70 т, грузоподъемность кран-стрелы 55 т., тяговое усилие основной лебедки 70 т. (длина троса 91 м), вспомогательной – 5т. (200 м). Численность экипажа уменьшена с четырех до трех человек. При полной массе 63,5 т при мощности двигателя в 1050 л. с. HERCULES способен буксировать другую машину, имеющую массу 63,5 т), на скорости до 42 км/ч. M88A2 производится компанией «Юнайтед Дефенз» (бывшая BMY) на заводе в Йорке, Пенсильвания. Модернизация M88A1 до M88A2 производится «Юнайтед Дефенз» и на армейском арсенале в Аннистоне, Алабама. Контракт на производство был подписан в 1994 году. Первый экземпляр M88A2 сухопутные войска США получили в июле 1997 года.

Технические характеристики БРЭМ M88:

  • Боевая масса, т: 50,8 
  • Экипаж, чел.: 4 
  • Габаритные размеры, мм: – длина: 8260  – ширина: 3400  – высота: 2900
  • Скорость движения, макс., км/ч: 42
  • Запас хода по шоссе, км: 360 
  • Грузоподъемность крана, т: 23 
  • Тяговое усилие лебедки, т: 40

Добавить комментарий