Проект путевого разрушителя M46 Rapid Railway Destructor («Скоростной разрушитель железных дорог»)

В 1943 году американские войска впервые увидели результаты работы немецких путевых разрушителей Haken. Заинтересовавшись немецкими разработками, Инженерный корпус армии США в конце сороковых годов пожелал получить новую систему для разрушения железнодорожных путей.  

Проект путевого разрушителя M46 Rapid Railway Destructor («Скоростной разрушитель железных дорог»)
Проект путевого разрушителя M46 Rapid Railway Destructor («Скоростной разрушитель железных дорог»)

Перспективный путеразрушитель должен был наносить полотну максимально возможные повреждения, исключая любую возможность ремонта дороги с использованием сохранившихся деталей. За выполнение заказа Инженерного корпуса взялась компания Sperry Products Company.   В качестве основы для «Скоростного разрушителя» было выбрано гусеничное шасси среднего танка M46 Patton.  

Базовая боевая машина лишилась башни, вместо которой предлагалось устанавливать специальный модуль с набором необходимого оборудования. Внешне этот модуль напоминал металлический ящик шириной с шасси. Передняя часть модуля была выполнена в виде широкого приемного лотка. Лоток U-образной формы имел выдающуюся вперед нижнюю часть и треугольные боковые стенки. Передний лоток предназначался для приема рельсов и шпал во время работы. После лотка они попадали в центральную часть модуля, где производились основные разрушения. В средней части модуля находились шесть пулеметов Browning M2HB калибра 12,7 мм с ящиками для боекомплекта. В кормовой части модуля имелся еще один объем для нанесения повреждений, под которым располагался лоток для выброса деревянных обломков шпал. Деформированные рельсы выводились через два окна в задней стенке и придерживались специальными горизонтальными роликами.   Главным фактором, благодаря которому система M46 Rapid Railway Destructor осталась в истории, является более чем оригинальный способ разрушения железнодорожного пути.  

Во время работы при помощи нижней части приемный лоток отделял рельсы вместе со шпалами от гравийного балласта и подавал их внутрь, на механизмы разрушения. Для первичного повреждения деревянных и металлических деталей использовался набор валов, молотов и других агрегатов. Шпалы разбивались на куски и отрывались от рельсов.  

В ходе своей работы все известные путеразрушители в той или иной мере деформировали рельсы. В проекте M46 Rapid Railway Destructor было решено использовать иной способ приведения рельсов в негодность. В средней части модуля со специальным оборудованием располагались шесть пулеметов Browning M2HB. Боекомплект этого оружия состоял только из патронов с бронебойными пулями. Ящики для патронных лент располагались на верхней части модуля, под тентом. Патроны подавались при помощи лент в гибких рукавах. Во время работы разрушителя пулеметы должны были стрелять по рельсам и шпалам. Как следствие, деревянные детали разбивались на куски, а в металлических образовывались отверстия или крупные сколы. Для удержания рельсов использовался набор роликов, расположенных рядом с пулеметами и за пределами кормового отсека модуля.  

Обломки шпал с элементами крепежа выбрасывались через нижний кормовой лоток специального модуля. Рельсы с отверстиями и сколами выводились через два окна, оснащенные крупными роликами. Гильзы и пули выбрасывались наружу вместе с обломками бывшего железнодорожного пути.  

Предлагаемый путевой разрушитель M46 Rapid Railway Destructor должен был управляться расчетом из нескольких человек. В их обязанности входило управление движением машины и контроль за работой модуля с агрегатами для уничтожения полотна. Во время работы рекомендовалось двигаться со скоростью не более 6 миль в час (около 9,6 км/ч). На такой скорости обеспечивалась максимальная производительность без потерь в качестве разрушения.  

Самоходное шасси позволяло путеразрушителю прибыть к месту работы без использования дополнительного транспорта. Кроме того, в отличие советских или немецких систем аналогичного назначения, он не нуждался в паровозе-буксире и все операции мог выполнять самостоятельно. Таким образом, машина M46 Rapid Railway Destructor имела большие преимущества в мобильности перед всеми известными типами техники аналогичного назначения.  

В начале 1952 года компания «Сперри» построила один прототип перспективного путеразрушителя. В марте того же года машину испытали на одном из американских полигонов.  

За время испытаний машина M46 Rapid Railway Destructor перемолола несколько миль путей, построенных специально для тестов. Во время проверки было потрачено несколько десятков тысяч бронебойных крупнокалиберных патронов. Предложенный способ разрушения путей был признан пригодным для использования на практике. Тем не менее, перспективную машину не стали принимать на вооружение.

Путевой разрушитель M46 Rapid Railway Destructor («Скоростной разрушитель железных дорог») в действии
Путевой разрушитель M46 Rapid Railway Destructor («Скоростной разрушитель железных дорог») в действии
Путевой разрушитель M46 Rapid Railway Destructor («Скоростной разрушитель железных дорог») в действии - то, что остается после разрушения железнодорожного полотна
Путевой разрушитель M46 Rapid Railway Destructor («Скоростной разрушитель железных дорог») в действии – то, что остается после разрушения железнодорожного полотна

Точные причины отказа от «Скоростного разрушителя железных дорог» неизвестны. Можно предположить, что такое решение было связано с техническими, тактическими и иными особенностями эксплуатации предлагаемой машины. Так, при использовании шести пулеметов со скорострельностью на уровне 500 выстрелов в минуту (техническая скорострельность пулемета M2HB находится в пределах 450-600 выстрелов в минуту) общий расход боеприпасов должен был доходить до 50 патронов в секунду или 180 тыс. в час. Максимальная скорость движения во время работы при этом не превышала 6 миль в час. Расход патронов на уровне 30 тыс. штук на одну милю разрушенного пути могли счесть неприемлемо высоким.

Добавить комментарий