Ракетный колёсно-гусеничный танк РБТ-5
В начале 30-х гг. в Советском Союзе начались интенсивные работы по созданию реактивных снарядов различных типов. Вскоре УММ обратило на них внимание и предложило установить реактивные снаряды на танки.
Установка на танк дополнительного ракетного вооружения должна была повысить возможности танка в борьбе с тяжелыми танками противника и решить проблему преодоления сильно укрепленных линий обороны, отдельных узлов сопротивления и уничтожения ДОТов, ДЗОТов и других отдельных огневых точек.
В 1931 г. была разработана 250-кг танковая торпеда (реактивный снаряд). Первые успешные стрельбы ТТ с наземных установок произведены в 1931-1932 гг. на НИАПе АНИИ под Ленинградом и на полигоне ВОХИМУ (пос. Кузьминки). Стрельба велась навесным огнем на короткие дистанции от 300 до 1800 м.
В октябре 1933 г. начальником УММ РККА И. А. Халепским было выдано задание ВАММ на разработку проекта установки 250-кг танковых торпед (ТТ) на быстроходный танк БТ-5. Предлагаемая к установке 250-кг ТТ (реактивный снаряд) по мощности фугасного действия не уступала снаряду 305-мм орудия. На основании тактико-технических требований в научно-исследовательском отделе (НПО) ВАММ военным инженером Тверским было разработано два проекта ракетного вооружения танка: одиночная установка 250-кг ТТ и спаренная установка 250-кг ТТ на танке БТ-5. В результате рассмотрения проекта более удачным был признан второй вариант легкого колесно-гусеничного ракетного танка, получившего обозначение РБТ-5.
Проект танка РБТ-5 был доработан в конце 1933 г., в качестве дополнительного вооружения танка предусматривалась установка двух 250-кг ТТ. РБТ-5 отличался от серийного БТ-5 размещением снаружи башни двух установок для пуска 250-кг ТТ с сохранением основного вооружения – 45-мм танковой пушки.
Опытный образец ракетной установки изготовлен на московском заводе № 37, а ее монтаж на танк БТ-5 был осуществлен на ХПЗ. Клепаная конструкция пусковой установки была выполнена по типу фермы, собранной из швеллеров. Каждая ракета хвостовой частью устанавливалась в направляющую втулку и автоматически стопорилась. Уравновешивание установки осуществлялось с помощью специального пружинного механизма. Наведение установки в вертикальной плоскости осуществлялось изнутри машины с помощью рукоятки специального подъемного механизма, имевшего две передачи. В горизонтальной плоскости наведение обеспечивалось поворотом башни.
Максимальный угол возвышения 48° позволял поражать различные цели на дальности до 1500 м. Выстрел производился с помощью электрозапала. Перед пуском ракеты производилась предварительная пристрелка цели 45-мм штатной пушкой танка, затем с помощью переходных таблиц вводился поправочный коэффициент в вертикальные углы наводки пусковой установки и пуск ракет. Ракета длиной 1805 мм и диаметром 420 мм состояла из головной части с зарядом ВВ (130 кг) и хвостовой части с реактивным зарядом (13,5 кг). Для подрыва ВВ использовались взрыватели от авиационных бомб (мгновенного и замедленного действия). Головная часть взрывателя для защиты от поражения пулями и осколками имела броневой колпак.
Танковая торпеда и пусковая установка не были полностью отработаны, они имели ряд конструктивных недоработок. В тоже время ТТ имела малую дальность стрельбы, низкую вероятность поражения цели и высокую уязвимость от пуль и осколков. Эти причины послужили основанием на прекращение дальнейших работ над танком РБТ-5 и ТТ. Результаты работ по танку РБТ-5 легли в основу новых ТТТ предъявляемых к ракетным танкам, утвержденных начальником НТО АБТУ РККА 29 января 1935 г.
Тактико-технические характеристики ракетного танка РБТ-5:
- Год выпуска: 1933
- Экипаж: 3 чел.
- Масса, т.: 12
- Броневая защита, мм
- Лоб, борт, корма 13 мм
- Крыша 10 мм
- Днище 6 мм
- Вооружение:
- 45-мм пушка 20К обр.1932 г
- 7,62-мм пулемет ДТ.
- 2×250 кг ракеты
- Двигатель: “М-5”, 400 л. с., авиационный
- Макс. скорость, км/ч:
- на гусеницах – 52
- на колёсах – 72