Самоходная артиллерийская установка ЗИС-30
В ходе первых же боев Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости скорейшей разработки противотанковой самоходно-артиллерийской установки, способной быстро менять позиции и бороться с немецкими танковыми частями, которые по мобильности значительно превосходили части Красной Армии.
И вот, что вспоминал наш гениальный конструктор артиллерийских систем Василий Гаврилович Грабин по поводу ЗИС-30: Наше КБ, много лет разрабатывая вопрос о повышении подвижности артиллерийских систем, пришло к выводу, что артиллерии нужны не только большие скорости на марше по дорогам, но и хорошая проходимость на полях сражения. Решили установить орудия на гусеничную машину – создать самодвижущуюся пушку. В первую очередь это касалось противотанковой и дивизионной артиллерии: тогда она смогла бы появляться там, где ее не ждали. В конце 1940 года КБ выступило с предложением создать самодвижущиеся пушки. Начальник ГАУ маршал Кулик встретил это предложение доброжелательно. Идея создания высокоподвижной и проходимой артиллерии не покидала нас. Мы искали гусеничную машину, на которую можно было бы установить 57-миллиметровую противотанковую пушку ЗИС-2 и 76-миллиметровую дивизионную пушку Ф-22 УСВ образца 1939 года. От мысли использовать Ф-22 УСВ пришлось в конце концов отказаться: эта пушка была слишком велика по габаритам. Но ЗИС-2, установленная на тягаче “Комсомолец” и на колесно-гусеничном вездеходе, при испытании ее стрельбой и возкой показала отличные результаты: высокую кучность боя, скорострельность, устойчивость, подвижность и проходимость по всяким дорогам и даже по бездорожью. Так родилась надежная и безотказная самодвижущаяся противотанковая пушка ЗИС-30.
По сути дела, это была вращающаяся часть полевой пушки, поставленная на движитель. От вражеского огня орудийный расчет прикрывал все тот же щит. Поэтому и назвали пушку самодвижущейся, в отличие от самоходной, которая вся закрывалась броней.
Великая Отечественная война требовала быстрого решения вопроса о самодвижущейся артиллерии для борьбы с фашистскими танковыми армадами, и наш завод одновременно с созданием опытного образца и его отработкой запустил в производство большую партию самодвижущихся пушек ЗИС-30. В этом случае Елян проявил решительность. Хотя нужно сказать, что маршал Кулик, после осмотра новых образцов вооружения, ответил категорическим отказом на принятие ЗИС-30 и ЗИС-3 на вооружение: “Вы хотите заводу легкой жизни, в то время как на фронте льется кровь. Ваши пушки не нужны”. Но как говорилось выше – завод, во главе с директором Амо Сергеевичем Еляном, пошёл на самовольство – выпуск Ф-22УСВ стал сокращаться, а производство начало переключаться на пушки ЗИС-3 и САУ ЗИС-30. К этому моменту завод № 92, производивший “Комсомольцы”, перешел полностью на выпуск легких танков, поэтому шасси для переоборудования их в САУ приходилось изымать из действующих частей. Изготовление ЗИС-30 началось лишь 21 сентября. Всего до 15 октября завод собрал 101 ЗИС-30 (включая первый опытный образец), которые приняли участие в завершающем этапе битвы за Москву.
Все эти машины в сентябре-октябре 1941 года поступили на укомплектование батарей противотанковых орудий (6 машин в батарее) в мотострелковые батальоны танковых бригад Западного, Брянского и правого крыла Юго-Западного фронтов. Всего было укомплектовано около 20 танковых бригад. Несмотря на все свои недостатки, они понравились в частях благодаря мобильности, лучшей защищенности матчасти по сравнению с буксируемым вариантом и высокой эффективности пушки ЗИС-2, которая иной раз прошивала немецкие танки того периода насквозь. Однако спустя три-четыре месяца боевой карьеры обнаружилось и много недостатков ЗИС-30. В донесении, поступившем 15 апреля 1942 года в артком ГАУ, говорилось: “Машина неустойчива, ходовая часть перегружена, особенно задние тележки, малы запас хода и возимый боекомплект, велики габариты, слаба защита моторной группы, не обеспечена связь расчёта с водителем”. Тем не менее, несмотря на недостатки, 57-мм самоходные установки продолжали боевые действия вплоть до лета 1942 года, когда в действующих войсках практически не осталось ни одной машины ЗИС-30. Часть вышла из строя из-за поломок, остальные были потеряны в боях.
Вооружение установки ЗИС-30 представляло собой качающуюся часть 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 с длиной ствола 73 калибра, установленную открыто на полубронированном тягаче Т-20 “Комсомолец”. Боевой расчет установки состоял из пяти человек. Верхний станок орудия крепился в средней части на корпусе машины. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25°, по горизонту – в секторе 30°. Для наведения использовались подъемный секторный механизм червячного типа и поворотный механизм винтового типа, обеспечивавший скорость наводки 4 град/с. Уравновешивание ствола орудия производилось с помощью уравновешивающего пружинного механизма тянущего типа.
При стрельбе использовался штатный прицел ПШ-2 или ОП2-55. Прицел ПП1-2 применялся как для стрельбы прямой наводкой, так и при стрельбе с закрытых огневых позиций. Он состоял из панорамы и прицельной части, соединенных между собой винтами. В ночных условиях для освещения шкал прицела применялся прибор “Луч 1”. Вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа позволял достигнуть скорострельности до 25 выстр./мин., прицельная скорострельность составляла 15 выстр./мин. Стрельба велась только с места. Устойчивость самоходной установки при стрельбе обеспечивалась с помощью откидных сошников, располагавшихся в кормовой части корпуса машины. Крепление пушки по-походному на марше обеспечивалось с помощью кронштейна, устанавливавшегося на крыше кабины машины, и специального стопора, располагавшегося в корме корпуса. Для самообороны самоходной установки использовался штатный 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в лобовом листе кабины.
В перевозимый на ЗИС-30 боекомплект входили 20 выстрелов к пушке и 756 патронов к пулемету ДТ (12 дисков). В боекомплект установки входили выстрелы с подкалиберными (УБР-27Ш, УБР-271Н), осколочными (УО-271У или УО-271УЖ) и бронебойно-трассирующими тупоголовыми и остроголовыми (УБР-271, УБР-271К, УБР-271СП) снарядами. Подкалиберный снаряд массой 1,79 кг, имевший начальную скорость 1270 м/с, на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 101 мм, а тупоголовый и остроголовый бронебойно-трассирующие снаряды массой 3,14 кг и начальной скоростью 990 м/с соответственно 91 мм и 74 мм. Осколочный снаряд массой 3,75 кг имел начальную скорость 700 м/с. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом при высоте цели 2 м составляла 1100 м. Дальность стрельбы осколочной гранатой УО-271У составляла 8400 м.
Броневой клепано-сварной корпус был изготовлен из броневых листов толщиной 7 и 10 мм, имевших рациональные углы наклона лобовых и бортовых листов. В крыше броневой кабины над рабочими местами механика-водителя и стрелка находились входные люки, закрывавшиеся откидными крышками. В передней стенке кабины, против сиденья стрелка был сделан вырез для установки 7,62-мм пулемета ДТ. Для наблюдения из кабины имелись три откидных щитка (перед водителем и в боковых стенках), снабженные смотровыми приборами. Для защиты расчета от пуль и осколков использовалось броневое щитовое прикрытие пушки, которое имело откидную верхнюю часть. В левой половине щита для наблюдения имелось специальное окно, закрывавшееся подвижным щитком.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть самоходной установки ЗИС-30 остались без изменений по сравнению с полубронированным тягачом Т-20. На машине устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором “Зенит”, с экономайзером и обогатителем. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 – 0,9 л.с. (0,6 – 0,7 кВт) или от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003. Общая емкость двух топливных баков составляла 122 л.
Запас хода по шоссе достигал 150 км. В состав трансмиссии входили: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач, коническая главная передача, два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из ферродо и два бортовых одноступенчатых редуктора. Главный фрикцион, коробка передач и коническая главная передача были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА. Подвеска тягача – балансирная, с листовыми рессорами. В ходовой части использовались опорные и поддерживающие катки, ведущие и направляющие колеса с механизмом натяжения, а также мелкозвенчатые гусеницы, конструкция которых была заимствована у танка Т-38.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливались.
Тактико-технические характеристики самоходной артиллерийской установки ЗИС-30:
- Год выпуска: 1941
- Экипаж: 4 чел.
- Базовое шасси: Т-20 “Комсомолец”
- Масса, кг: 4000
- Габаритные размеры:
- длина, м 3,45
- ширина, м 1,859
- Клиренс, м 0,3
- Ширина гусениц, м 0,2
- Высота, м 2,23
- Броневая защита, мм
- Лоб корпуса 10 мм
- Борт 7 мм
- Корма 7 мм
- Вооружение:
- 57-мм пушка ЗИС-2
- 7,62-мм пулемет ДТ.
- Боезапас ? – выстрелов 1260 патронов
- Двигатель “ГАЗ-АА”, 6-цилиндровый, 50 л.с.
- Топливо, 115 л
- Запас хода по шоссе, 152 км
- Макс. скорость, 50 км/ч
- Выпущено, 101 шт.