Ракетный комплекс средней дальности 15П696 с ракетой 8К96 (РТ-15)

История создания ракетного комплекса 15П696 с ракетой 8К96 (РТ-15)

Окончательный вариант СПУ - 15У59 с ракетой РТ-15 в ТПК
Окончательный вариант СПУ – 15У59 с ракетой РТ-15 в ТПК

Подвижный ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности. Постановлением Совмина СССР № 316-137 от 4 апреля 1961 г. ОКБ-1 генерального конструктора С.П. Королева назначено головным КБ по созданию стационарного ракетного комплекса с твердотопливной МБР РТ-2/8К98 с моноблочной ГЧ.

Этим же Постановлением предусматривалось и разработка подвижного ракетного комплекса на гусеничном ходу с ракетой РТ-15/8К96 с дальностью действия 2500 км с шахтным её вариантом. Предполагалась так же унификация двигателей ракет на базе двигателей всех трех ступеней МБР РТ-2 – с использованием двигателей 2-й и 3-й ступеней планировалось создание ракеты средней дальности РТ-15/8К96, а с использованием 1-й и 3-й ступеней – ракеты средней дальности РТ-25/8К97. С.П. Королев был назначен председателем Совета главных конструкторов как по МБР РТ-2, так и по БРСД РТ-15 и РТ-25.

Согласно Постановлению Совмина СССР предполагалось проектирование с ракетой РТ-15 в как подвижного комплекса 15П696, так и шахтного стационарного комплекса 15П096. Пусковые установки стационарного комплекса 15П096 разработаны в ЦКБ-34 (КБ Специального Машиностроения, главный конструктор – В. Ф. Лендер) и изготовлены заводом «Большевик» (две ПУ) для монтажа в сооружениях на Государственном Центральном Полигоне №4 в Капустином Яру. Однако, на этапе монтажа пусковых установок работы были прекращены и в дальнейшем велись только по подвижному комплексу 15П696.

Создание этих комплексов было одним из шагов по практической реализации идеи об унифицированной системе ракетного вооружения на базе межконтинентальной ракеты 8К98 (РТ-2). Путём комбинации ступеней этой ракеты планировалось создать ракеты на промежуточные дальности (2 и 3 ступени ракеты образовали ракету 8К96, 1 и 3 ступени – ракету 8К97) различного назначения и базирования. Пусковые установки 15У64 стационарного комплекса 15П096 были спроектированы в ЦКБ-34 главным конструктором В. Ф. Лендером, и в количестве двух штук изготовлены заводом «Большевик» для монтажа в строительных сооружениях, построенных на ГЦП-4, где должны были проводиться ЛКИ. Однако работы были прекращены на этапе монтажа пусковых установок. В дальнейшем работы производились только по подвижному комплексу 15П696.

Модель проекта СПУ 8У253 с ракетой РТ-15, Музей истории и техники ОАО Кировский завод, 2001 г.
Модель проекта СПУ 8У253 с ракетой РТ-15, Музей истории и техники ОАО Кировский завод, 2001 г.

Работы по ракетному комплексу 15П696 возглавлял главный конструктор ЦКБ-7 (КБ завода “Арсенал”) П. А. Тюрин, по стартовому комплексу – главный конструктор ЦКБ-34 (КБСМ) В. В. Чернецкий. Работы были вынужденно разбиты на два этапа. На первом этапе в 1962 году КБ-2 ЦКБ-34 был разработан эскизный проект комплекса, а также с участием КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Ж. Я. Котина разработаны рабочие чертежи пусковых установок. Кировским заводом было изготовлено 2 комплекта пусковых установок.

Испытания должны были начаться в 3 квартале 1963 года. Однако из-за задержек в отработке топлива Постановлением правительства СССР от 16 июня 1963 года, срок испытаний был перенесен до получения первых положительных испытаний ракеты 8К98. После этого все работы по ракете 8К96 были приостановлены.

Первая пусковая установка интересна сейчас только тем, что она участвовала в военном параде на Красной площади в Москве в 1966 году.  

На втором этапе в августе 1965 года заказчик выдал дополнения к ТТТ, в соответствии с которыми потребовались доработки эскизного проекта комплекса, выполненного в 1962 году. По дополнениям к ТТТ, старт ракеты должен был осуществляться непосредственно из транспортно-пускового контейнера. Срок начала летных испытаний оставался прежний — 2 квартал 1966 года. Изменения ТТТ потребовали разработки новой пусковой установки, новой структуры и состава комплекса. Объем работ был столь велик, что явно не выполним в установленные сроки начала испытаний. Поэтому по согласованию с заказчиком испытания были начаты с сокращенным составом оборудования, по мере готовности оборудования состав комплекса был пополнен до полного состава. Разработанные две самоходные пусковые установки “объект 815” первого поколения ракетного комплекса впервые показаны на Параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1965 г. СПУ была оборудована раскрывающимся транспортным контейнером для ракеты, использовавшимся на ранних стадиях создания комплекса. Изготовление ракет велось на Ленинградском машиностроительном заводе №7 “Арсенал”.

Первый вариант СПУ на шасси объект 815 на парадах 1965-1966 г.г.
Первый вариант СПУ на шасси объект 815 на парадах 1965-1966 г.г.

По Приказу Главкома РВСН от 05.07.1966 г. в 638-м ракетном полку (г. Слоним) 31-й ракетной дивизии и 323-м рп (г. Гусев) 24-й рд проведены  войсковые испытания ракетного комплекса. Цель испытаний – отработка вопросов боевого применения самоходных пусковых установок, определение  временных  нормативов  занятия и  оставления  позиций, объём и порядок технического  обслуживания СПУ, разработка  ориентировочного штата ракетного комплекса и проверка  эксплуатационных и  ходовых  характеристик СПУ.

С целью продолжения войсковых испытаний подвижного ракетного комплекса 15П696 с ракетой РТ-15 в декабре 1966 г. в 50-й ракетной армии сформированы два ракетных дивизиона – один в составе 94-го рп (г. Хаапсалу) 23-й рд и другой – 50-й отдельный ракетный дивизион (ордн) при 638-м рп (г. Слоним) 31-й рд. В соответствии с планом перевооружения частей с ракетами средней дальности в 1968-1970 г.г.  50-ю ракетную армию планировалось переоснастить на самоходные ракетные комплексы “Темп-С” и РТ-15, а так же на стационарные комплексы с ракетами РТ-15 в ШПУ типа «ОС» (“отдельный старт”).

Летные испытания комплекса начаты в ноябре 1966 г. Испытания второго поколения комплекса (с пуском из ТПК) велись в 1969 г. и по март 1970 г. Всего выполнено 20 пусков, в т.ч.  2 двухракетных залпа в составе войскового расчета БРСД (по др.данным – 19 пусков). Все пуски производились с самоходных пусковых установок на площадке №84 полигоне Капустин Яр. Постановлением СМ СССР от 6 января 1969 г. комплекс 15П696 с ракетой РТ-15 рекомендован к принятию на вооружение РВСН в количестве одного полка (6 СПУ и командный пункт) в опытную эксплуатацию для изучения и отработки боевого применения БРСД на самоходных пусковых установках. Этим же Постановлением прекращено серийное производство ракет РТ-15. На боевом дежурстве комплекс не стоял. Опытная эксплуатация 6 СПУ и передвижного командного пункта комплекса велась начата после марта 1970 г. 50-м ордн. Базирование – ракетная база “Лесная”, командир дивизиона – подполковник Дроздов. В 1971 г. комплекс снят с вооружения. 50-й ордн расформирован 01.07.1973 г.

Постановлением прекращено серийное производство ракет РТ-15. На боевом дежурстве комплекс не стоял. Опытная эксплуатация 6 СПУ и передвижного командного пункта комплекса велась начата после марта 1970 г. 50-м ордн. Базирование – ракетная база “Лесная”, командир дивизиона – подполковник Дроздов. В 1971 г. комплекс снят с вооружения. 50-й ордн расформирован 01.07.1973 г.

Первый вариант СПУ на шасси "объект 815"
Первый вариант СПУ на шасси “объект 815”

Самоходная ПУ комплекса впервые обнаружена западными разведывательными средствами в мае 1965 г. и поименована как SCAMP. На Параде 7 ноября 1966 г. впервые продемонстрирована система с ракетой РТ-15 и соответственно поименована на Западе как SS-X-14 SCAPEGOAT к 1968 г. Последующий анализ показал (не позже, чем к 1976 г.), что SCAPEGOAT и SCAMP это одно и то же. По спискам боевых средств справочника Jane’s weapon systems комплекс проходил до 1984 г.    

Подвижный боевой ракетный комплекс 15П696 должен был обеспечивать автономное боевое дежурство, автоматизированную предстартовую подготовку и залповый пуск шести ракет в любое время года и суток, без специальной подготовки боевой позиции. В комплексе был заложен принцип кратковременного боевого дежурства на одной из боевых позиций с последующим перебазированием на новую боевую позицию, полной автономией и автоматизацией процессов электроснабжения, прицеливания и пуска из постоянной или полной боевой готовности. Шахтный вариант комплекса – 15П096 – разработка пусковых установок 15У64 велась ЦКБ-34 (главный конструктор В. Ф. Лендер).

В 1965-1966 годах две пусковые установки изготовлены заводом «Большевик» (г. Волгоград) для монтажа в сооружениях, построенных на полигоне в Капустином Яру для проведения летно-конструкторских испытаний. Но на этапе монтажа пусковых установок работы прекращены и более не возобновлялись. Согласно планам перевооружения частей РВСН с ракетами средней дальности в 1968-1970 г. г. планировалось размещение стационарных комплексов с ракетами РТ-15 в ШПУ типа «ОС» (“отдельный старт”).

Мобильный вариант комплекса – 15П696 – стартовый комплекс с самоходной пусковой установкой проектировался ЦКБ-34 (КБ Специального Машиностроения, главный конструктор – В. В. Чернецкий). В 1962 г. ЦКБ-34  разработан эскизный проект, а КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Ж. Я. Котина разработаны рабочие чертежи самоходной пусковой установки на гусеничном шасси «объект 815» на базе шасси танка Т-10. Ленинградский Кировский завод изготовил два прототипа самоходных пусковых установок – “объект 815сп1” и “объект 815сп2”. Все погрузочно-разгрузочные работы в процессе эксплуатации выполнялись бескрановым методом.

Судя по всему, существовало два типа СПУ комплекса – первый и второй варианты, визуальные отличия в конфигурации кабины водителя и корпуса СПУ в носовой части. Предположительно на стадии проектирования СПУ носило индекс 8У253, а после начала серийного производства индекс был изменен на 15У59. Всего на фотографиях разных лет и иллюстрациях известны следующие варианты компоновки СПУ:

Годы Наименование СПУ СПУ Контейнер Ракета
1965-1966 г.г. «Объект 815» первый вариант раскрываемый транспортный контейнер первый вариант с остроконечной ГЧ
1967 г. 8У253 второй вариант раскрываемый транспортный контейнер второй вариант с «тупой» ГЧ
1969 г. 15У59 второй вариант ТПК второй вариант с «тупой» ГЧ
Второй вариант СПУ (вероятно, 8У253) с транспортным контейнером старого типа на параде
Второй вариант СПУ (вероятно, 8У253) с транспортным контейнером старого типа на параде

В состав подвижного боевого ракетного комплекса 15П696 входили:

  • 6 самоходных пусковых установок 15У59 с ракетами 8К96 в транспортно-пусковых контейнерах 15Я25;
  • машина боевого управления 15Н809;
  • две машины связи «А» и «Б»;
  • передвижные дизель-электростанции 15Н964.

Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции:

  • перегрузочный агрегат 15Т81;
  • агрегат загрузки контейнера 15Т79;
  • транспортный агрегат 15Т84;
  • изотермическая стыковочная машина 15Т21П;
  • машины регламентных испытаний системы управления и системы прицеливания.
Модель проекта СПУ 8У253 с ракетой РТ-15, Музей истории и техники ОАО Кировский завод, 2001 г.
Модель проекта СПУ 8У253 с ракетой РТ-15, Музей истории и техники ОАО Кировский завод, 2001 г.
Модель проекта СПУ 8У253 с ракетой РТ-15 с другого ракурса, Музей истории и техники ОАО Кировский завод, 2001 г. 
Модель проекта СПУ 8У253 с ракетой РТ-15 с другого ракурса, Музей истории и техники ОАО Кировский завод, 2001 г. 

Двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета средней дальности 8К96 была оснащена моноблочной отделяемой в полёте ядерной головной частью (ГЧ) мощностью 600 кт. Двигатели ступеней были выполнены в разных диаметрах, сопловые блоки имели по четыре разрезных управляющих сопла, состоящих из неподвижной и подвижной частей. Для стыковки ступней применен соединительный отсек ферменной конструкции, аналогичный ракете 8К98. Такая конструкция позволяла свободно выходить газам от работающего двигателя второй ступени при разделении ступеней.

Двигатели первой и второй ступеней имели моноблочные заряды на смесевом твердом топливе ПАЛ-17/7,скреплённые с корпусом двигателя и изготовленные методом литья под давлением непосредственно в корпус двигателя. Заряды двигателей на основе бутилкаучука и перхлората аммония с добавлением порошкообразного алюминия были разработаны Алтайским НИИ химической технологии. Сопловой блок ДУ-1, рулевые приводы и часть приборов системы управления размещались в хвостовом отсеке первой ступени, имевшей форму усеченного конуса. Для повышения устойчивости ракеты на начальном этапе полета, на хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре решетчатых стабилизатора.

Самоходная пусковая установка ракетного комплекса средней дальности 15П696 ракеты РТ-15 (8К-96, твердотопливная двухступенчатая)
Самоходная пусковая установка ракетного комплекса средней дальности 15П696 ракеты РТ-15 (8К-96, твердотопливная двухступенчатая)

Управление дальностью полёта ракеты осуществлялось устройством отсечки тяги двигателя второй ступени: вскрывались с помощью пирозарядов узлы отсечки на верхнем днище двигателя, которые создавали необходимую противотягу. Для уменьшения разброса импульса последействия выключение двигателя ступени проводилось в два этапа: сначала вскрывались два узла отсечки из четырёх, после чего двигатель переходил на пониженную тягу, а затем, с некоторой временной задержкой, – два оставшихся узла отсечки обнуляли тягу окончательно. После этого происходило отделение головной части со спецзарядом, и она продолжала самостоятельный полёт к цели по баллистической траектории.  

На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, осуществлявшая управление полетом ракеты с момента пуска и до перехода к неуправляемому полету головной части. В системе управления были применены счетно-решающие приборы. Большая часть устройств СУ размещалась в приборном отсеке.   Самоходная пусковая установка 15У59 была выполнена на базе тяжелого танка Т-10. ПУ обладала достаточно высокой проходимостью, однако могла эксплуатироваться только вне дорог с твердым покрытием.

Недостатками комплекса являлись также небольшой ресурс хода – около 3000-5000 км и сложность эксплуатации (затруднен доступ к многим элементам шасси, замена одних специальных систем требовала демонтажа смежных систем и т. д.). Транспортно-пусковые стеклопластиковые контейнеры, обеспечивающие транспортировку, хранение в период всего срока эксплуатации, термостатирование и пуск ракеты, проектировались в ЦКБ-34 с привлечением СКТБ (г. Хотьково Московской области) в части технологии изготовления стеклопластиковых конструкций.

Второй вариант СПУ комплекса - 15У59 с ТПК на стартовой позиции
Второй вариант СПУ комплекса – 15У59 с ТПК на стартовой позиции
Третий вариант СПУ комплекса - 15У59 с ТПК на марше
Третий вариант СПУ комплекса – 15У59 с ТПК на марше

Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции было разработано конструкторским бюро “Мотор”, (главный конструктор В. А. Рождов). Для транспортировки контейнера КБ Калининского вагоностроительного завода (главный конструктор Л. Д. Новиков) был создан изотермический вагон 15Т83 и вагон сопровождения 15Т89.  

Все погрузочно-разгрузочные работы проводились безкрановым способом, что положительно сказывалось на удобстве и безопасности эксплуатации.   В качестве технической позиции была задействована пл.105 ГЦП-4 (Капустин Яр), созданная ранее для ракет 8К95 и 8К98, имевшая в своем составе монтажно-испытательный корпус со всем необходимым оборудованием и лабораторный корпус. На пл. 105 проводились все испытания и предстартовые проверки ракеты в вертикальном положении контейнера, после чего пусковая установка в походном положении перемещалась на пл. 84 для производства пусков. Имевшийся в центре площадки подземный командный пункт, использовался для размещения аппаратуры, и личного состава, непосредственно осуществлявшего пуск ракеты.  

4 декабря 1966 года были проведены первые бросковые испытания ракеты, подтвердившие возможность перехода к ЛКИ. 9 февраля 1967 года произведено успешное первое летное испытание ракеты на функционирование ее систем, что послужило переходом к Государственным испытаниям. Завершающий этап проводился в составе 3-х пусковых установок 15У59, машины боевого управления 15Н809, машины подготовки позиции 15В51, узла связи в составе 3-х машин, двух дизель-электростанций и транспортно-погрузочных и стыковочных машин 15Т79, 15Т81, 15Т84, 15Т21П1, как одиночными пусками, так и с отработкой режима дежурства комплекса в полном составе.

Тактико-технические характеристики СПУ:

Экипаж, чел 3
Двигатель Дизель, 750 л.с.
Длина с ТПК, м 14,8
Ширина, м 3,3
Высота на стартовой позиции, м 15,2
Клиренс, мм 450
Масса шасси, т 29,96
Масса СПУ «Объект 815», т 42
Масса СПУ 15У59 с ракетой, т 62,5
Удельное давление на грунт, кг/кв.см 0,78
Скорость, км/ч 30-40
Запас хода, км 250
Преодолеваемые препятствия: – подъем, град – крен, град – ров, м – стенка, м – брод, м   20 15 3 0,9 1,3

Источник: “КБ специального машиностроения: От артиллерийских систем до стартовых комплексов” (под редакцией Ушакова В.С.) .СПб, 2004. RT-15/RT-2P SS-14 SCAMP/SCAPEGOAT RT-15 /Encyclopedia Astronautica/ Ударные “Темпы” конструктора Надирадзе /НВО/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-380

Добавить комментарий