Приборы стрельбы и наблюдения Часть 4. Коллиматорные прицелы, боковые уровни, азимутальные указатели, дальномеры

Помимо дневных и ночных прицелов, для стрельбы из танков применялись боковые уровни и азимутальные указатели. Они использовались при стрельбе с закрытых огневых позиций. С помощью бокового уровня устанавливался необходимый угол возвышения пушки, а с помощью азимутального указателя определялся угол поворота башни относительно корпуса танка.

Боковой уровень
Боковой уровень

Стрельба из зенитных танковых пулеметов ДШКМ и КПВТ велась с помощью коллиматорных прицелов К10-Т и ВК-4 соответственно. Они представляли собой оптические приборы, проецирующие кольцевую прицельную сетку для наводки пулемета, рассчитанную на дальность действительного огня по самолетам, летящим прямолинейно с постоянной скоростью, но под разными ракурсами.  

Наличие на коллиматорном прицеле ВК-4 специальной оптической трубки ПУ-1 обеспечивало возможность ведения прицельной стрельбы по наземным целям на дальностях до 2000 м. Прицел ПУ-1 имел увеличение 3,5х и поле зрения 4,5°.

Коллиматорный прицел К10-Т
Коллиматорный прицел К10-Т
Коллиматорный прицел ВК-4
Коллиматорный прицел ВК-4

Как уже упоминалось, при стрельбе из танков прямой наводкой определение дальности до цели (высотой 2,7 м) осуществлялось наводчиками с помощью дальномерных шкал, располагавшихся в поле зрения прицелов, что приводило к определенным погрешностям. Срединная ошибка определения дальности до 2000 м при помощи таких дальномерных шкал составляла 8-9%. Такая точность определения дальности являлась неудовлетворительной и существенно сказывалась на меткости стрельбы.  

Задача повышения точности измерения дальности до цели отечественными конструкторами в первом послевоенном периоде решалась в двух направлениях. Первое направление было связано с разработкой оптических дальномеров или прицелов-дальномеров, второе – с использованием радиолокации, т.е. созданием радиолокационных дальномеров.  

Первый отечественный оптический дальномер, использовавшийся на бронированных машинах, был установлен в 1949 г. на самоходной установке СУ-122, созданной на базе среднего танка Т-54. Это был стереоскопический дальномер ТКД-09 с базой 900 мм, смонтированный на рабочем месте командира машины. Для танков этот дальномер оказался неприемлем, так как замер дальности до цели производился только с места, а время замера дальности было слишком большим. Кроме того, для работы с дальномером требовался отбор людей, обладавших стереоскопическим зрением.

Стереоскопический дальномер ТКД-09
Стереоскопический дальномер ТКД-09

В 1952-1954 гг. при разработке командирских танков на базе Т-54 были проведены ОКР по установке в них монокулярных вертикально-базных дальномеров. Позже эти работы выполнялись применительно к линейным танкам Т-54. Так, в 1955-1956 гг. монокулярный вертикально-базный дальномер ДА-300 установили в опытном танке Т-54, который успешно прошел полигонные испытания. Однако до установки оптических дальномеров в серийных танках Т-54 дело не дошло.  

Работа по созданию танкового оптического прицела-дальномера с устранением недостатков стереоскопического дальномера ТКД-09 в начале 1950-х гг. была поручена ЦКБ-393 (ЦКБ Красногорского механического завода, начальники: Н. Н. Беляев (1951-1954), И. А. Турыгин (1954-1955), с 1955 г. – П. В. Шевалдин). Предполагалось применить танковые оптические прицелы-дальномеры в новых средних танках «Объект 140» и «Объект 430». Однако попытки создания такого прицела в 1955 г. не увенчались успехом. Габариты прицела-дальномера не позволяли разместить его в существующих габаритах башен новых танков с обеспечением надежной защиты.  

В соответствии с решением состоявшегося в августе 1955 г. совещания с участием представителей заводов № 183, №75 и организаций Министерства обороной промышленности в сентябре того же года на заводе №75 была проведена работа по отработке схемы и габаритов прицела-дальномера новой конструкции.  

В 1956-1957 гг. ЦКБ-393 спроектировало и изготовило опытный образец стереоскопического танкового прицела-дальномера ТПДС, который состоял из бинокулярного перископического прицела с дальномерной ветвью, обслуживаемой правым окуляром, и дальномерной трубы с базой 1100 мм. В конце 1957 г. этот прицел-дальномер, установленный в опытном среднем танке «Объект 430», прошел испытания на НИИБТ полигоне.  

С учетом результатов испытаний прицела-дальномера ТПДС в ЦКБ-393 был разработан и в декабре 1958 г. представлен в НТК ГАУ технический проект более совершенного танкового прицела-дальномера ТПД2С со стабилизацией поля зрения в двух плоскостях и оптической базой 1000 мм, который предназначался для установки в средний танк. Диапазон измерения дальности находился в пределах от 1000 до 4000 м. Ошибки измерения дальности с места составляли: для дальности до 2000 м – 3%, до дальности 3000 м – 4%, до дальности 4000 м – 5%.

Прицел-дальномер ТПД2С имел встроенный механизм, который производил автоматический ввод в угол прицеливания поправок, учитывавших собственный ход танка при его движении под разными курсовыми углами к цели.  

В 1959 г. этот прицел-дальномер установили в опытных тяжелых танках «Объект 277» и «Объект 770», которые в 1959-1960 гг. прошли полигонные испытания. Для дальнейшего повышения меткости стрельбы требовалось более точное измерение дальности до цели и ввод соответствующих поправок в исходные данные для стрельбы.  

В начале 1960-х гг. в ЦКБ-393 был разработан и изготовлен монокулярный, стереоскопический с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости и оптической базой 1200 мм танковый прицел-дальномер ТПД-43 (ТПД-43Б), который с 1963 г. монтировался в среднем танке «Объект 432». Прицел-дальномер обеспечивал измерение дальности до целей в пределах от 1000 до 4000 м с точностью 3-5%. Увеличение прицельной ветви прицела-дальномера составляло 8х с полем зрения 9°. Поле зрения дальномерной ветви было равно 2°.

 Танковый оптический прицел-дальномер ТПД-43 (ТПД-43Б)
Танковый оптический прицел-дальномер ТПД-43 (ТПД-43Б)

Работы по использованию радиолокатора для определения дальности до цели были начаты в СССР в начале 1950-х гг. В первой половине 1950-х гг. в ЦНИИ-108 (впоследствии ЦНИРТИ – Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт) под руководством главного конструктора Г. Я. Гусь-кова был создан танковый радиолокатор, получивший наименование «Тайга». Однако он не был принят на вооружение из-за больших размеров.  

В 1954 г. к решению задачи подключился ВНИИ-100, в котором в рамках темы «Клен» были рассчитаны и экспериментально отработаны малогабаритные щелевые антенны для танкового радиолокационного прицела, способные выполнять функции захвата и сопровождения цели. Для проведения исследований в полевых условиях изготовили передвижной стенд, а в 1955 г. планировали провести ОКР по разработке действующего макета танкового радиолокационного дальномера.  

Летом 1957 г. на полигоне завода «Арсенал» в Туле был успешно испытан первый действующий образец танкового радиолокационного дальномера. Он представлял собой импульсный радиолокатор, работавший в восьмимиллиметровом диапазоне длин волн со сканированием луча в горизонтальной плоскости в секторе ±3° относительно линии визирования цели. На дистанции 3000 м ошибка измерения дальности дальномером не превышала 15 м.  

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №505-253сс от 8 мая 1957 г. к разработке малогабаритного танкового радиолокационного дальномера привлекли ЦНИИАГ, который (совместно с ЛКЗ и ЦКБ-393) изготовил экспериментальный образец малогабаритного радиолокационного дальномера, получившего название «Скала». Этот радиолокационный дальномер был установлен в тяжелом танке Т-10М и летом 1959 г. успешно прошел испытания на Центральном учебно-опытном артиллерийском полигоне ЛВО.  

4 сентября 1959 г. специально назначенная ГКОТ приемная комиссия изучила эффективность применения радиолокационного танкового дальномера в танке Т-10М при стрельбе с места из 122-мм танковой пушки М-62ТС на дальностях 2500-3000 м по неподвижным и движущимся целям. В процессе испытаний выяснилось, что максимальная дальность действия радиолокационного дальномера не превышала 3000 м, минимальная – не более 85 м. Срединная ошибка измерения дальности с места по неподвижной цели составляла 2,7 м, по движущейся цели – 9,4 м, при измерении дальности с хода по неподвижной цели – 9,3 м. От расстояния до цели точность определения дальности не зависела. Применение радиолокационного дальномера при стрельбе на дальностях 2500-3000 м обеспечивало поражение цели первым или вторым выстрелом. Без радиолокационного дальномера стрельба из 122-мм пушки М-62ТС на такую дальность была малоэффективной. По итогам работы комиссии ГКОТ 5 ноября 1959 г. принял решение об установке радиолокационного дальномера (помимо тяжелых танков) в новый средний танк «Объект 430» при вооружении его новой мощной 115-мм гладкоствольной пушкой «Молот».  

В 1962 г. на ЛКЗ в опытном тяжелом танке Т-10М был смонтирован малогабаритный радиолокационный дальномер, сопряженный со специально разработанным прицелом, имевшим второй окуляр с выведенным на него изображением экрана индикатора. В результате появилась возможность отслеживать положение цели даже при нарушении видимости (взрывы, задымление и т.д.). Впервые с помощью специального устройства была обеспечена индикация сигнала от цели радиолокатором на фоне отражений сигналов от местных предметов, превышавших полезный сигнал по амплитуде.   Диапазон измерения дальности составлял от 85 до 3000 м, средняя ошибка измерения дальности до движущейся цели не превышала 10 м. Объем, занимаемый аппаратурой внутри танка, составлял 170 дм3. Испытания, проведенные в 1962 г. на артиллерийском полигоне в Луге, показали отличные характеристики дальномера, который был рекомендован для установки в опытные тяжелые танки со 130-мм нарезной пушкой М-65 («Объект 770», «Объект 277» и «Объект 279»). Однако в связи с решением правительства о прекращении работ над тяжелыми танками дальнейшие работы по радиолокационным танковым дальномерам не проводились.  

По предложению ВНИИ-100 в 1962 г. началась разработка счетно-решающей аппаратуры для автоматического определения угла прицеливания с учетом дальности до цели, износа канала ствола, типа боеприпаса, температуры и плотности окружающего воздуха, крена танка, собственного движения танка и цели, а также других баллистических поправок. Этот комплекс счетно-решающей аппаратуры (впоследствии получивший наименование «баллистический вычислитель») предполагалось установить в танке «Объект 432» КБ харьковского завода им. Малышева, но с возможностью использования и на других танках. К участию в работе привлекли ряд научно-исследовательских организаций ГКОТи Министерства обороны.  

В 1963 г. для танка «Объект 432» был создан приборный комплекс, состоявший из радиолокационного дальномера 1РД17 («Сирень-РД»), сопряженного с оптическим прицелом ТПРД-1 и стабилизатором оружия «Сирень-СТ». Это была первая попытка комплексного решения проблемы управления огнем из движущегося танка. При длине волны 8 мм и секторе обзора ±3° радиолокационный дальномер обеспечивал измерение дальности в диапазоне от 500 до 3000 м. Ошибка измерения дальности не превышала 15 м. Время подготовки радиолокационного дальномера к работе составляло 3 мин. На государственных испытаниях он показал хорошие результаты, однако из-за ухудшения условий работы членов экипажа в боевом отделении в связи с большим занимаемым объемом при его установке предпочтение было отдано оптическому дальномеру.  

Одновременно с выполнением работ по созданию и совершенствованию ночных, дневных приборов наблюдения и прицеливания, оптических и радиолокационных дальномеров в СССР велись НИОКР по изучению возможности вождения танка, поиска целей, ведения огня и наблюдения в условиях, когда оптическими приборами пользоваться было нельзя из-за опасности воздействия светового излучения ядерного взрыва на органы зрения членов экипажа или в случае движения танка под водой. С этой целью в 1959 г. в Ленинграде во ВНИИ-100 для отработки вопросов применения телевидения на боевых машинах был создан ходовой макет опытного среднего танка Т-55 с комплексом телевизионной аппаратуры «Алмаз».

Опытный танк Т-55 с телевизионной аппаратурой «Алмаз»
Опытный танк Т-55 с телевизионной аппаратурой «Алмаз»

Установка телекамеры в любом удобном для наблюдения месте обеспечивала движение танка задним ходом с высокой скоростью, самостоятельное вождение танка механиком-водителем под водой, ускоренное движение в колонне по запыленным дорогам.

Телевизионная система позволяла осуществить дублирование управления движением танка из башни, что было практически невозможно с помощью перископических приборов наблюдения командира, так как при повороте башни линия визирования перископического прибора командирской башенки уходила в сторону от направления движения танка. Кроме того, исследования представляли большой практический интерес (по автоматизации процессов управления) для разработчиков телеуправляемых машин.

Для ведения тактической разведки поля боя, корректировки огня и управления войсками с командных пунктов, удаленных на 12-15 км (на равнинной местности – до 30 км) от переднего края, была создана танковая телевизионная аппаратура «Уран», разработанная ВНИИ-380 ГКРЭ (впоследствии ВНИИТ (телевидения) «Электрон») в 1958 г.

В состав одного комплекта аппаратуры «Уран» входили три передающие телевизионные установки, смонтированные на трех опытных танках Т-55, приемно-ретрансляционный пункт, оборудованный в машине управления «Объект 900» на базе БТР-50ПУ, и выносное видеопросмотровое устройство командира (монитор), перевозимое на автомобиле УАЗ-69. Этот комплекс машин с телевизионной аппаратурой не имел аналога за рубежом. Однако дальнейшие работы по этому комплексу были прекращены: установка в боевом отделении танка громоздкой передающей аппаратуры и дополнительного бензоэлектрического агрегата стесняла действия членов экипажа и снижала боевую эффективность танка. Кроме того, комплекс имел высокий уровень фона кадровой частоты, мешавший прослушиванию речи при звуковом сопровождении изображения, а также отличался низкой надежностью работы аппаратуры.

Опытный танк Т-55 с телевизионной аппаратурой «Уран»
Опытный танк Т-55 с телевизионной аппаратурой «Уран»

Источник:  http://otvaga2004.ruhttp://forum.worldoftanks.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *