Советская двухступенчатая твердотопливная ракета РТ-15/8К96
Конструкция – двухступенчатая твердотопливная ракета. На первой ступени установлены 4 решетчатых стабилизатора. Управление осуществляется разрезными соплами маршевых РДТТ (на обоих ступенях).

Система управления и наведение – автономная инерциальная система управления с гироскопической стабилизированной платформой. Разработчик – НИИ АП, главный конструктор – Н. Пилюгин. Система дистанционного управления пуском разработана КБ “Импульс” под руководством Т. Соколова.

Прицеливание ракет дивизиона осуществлялось оптическим методом с оптической же привязкой СПУ, расположенных в форме шестигранника, к 6-гранной призме машины управления 15Н809, установленной в центре стартовой позиции дивизиона.
Двигатели ракеты РТ-15/8К96:
Разработка двигателей обоих ступеней – ЦКБ-7, главный конструктор П. А. Тюрин Разработка зарядов топлива – первоначальный вариант – вкладные заряды разработки НИИ-130 (главный конструктор – Жуков). Позже в Алтайском НИИ-9 химической технологии (г. Бийск) под руководством Якова Савченко разработан новый тип смесевого топлива и технология изготовления прочно скрепленного с корпусом двигателя заряда топлива с изготовлением методом литья под давлением топливной массы непосредственно в корпус двигателя. Возможно так же, что на 1-й ступени использован зярад разработки НИИ-9, а на 2-й ступени – НИИ-130.


1 ступень – 4-х сопловый РДТТ 15Д27 с разрезными управляющими соплами тягой 42000 кг. Копия двигателя второй ступени МБР РТ-2. Тип топлива – твердое смесевое ПАЛ-17/7. Тип заряда – моноблок, прочно скрепленный с корпусом двигателя и изготовленный методом литья под давлением топливной массы непосредственно в корпус двигателя. Удельный импульс – 237 / 267 ед (у земли / в пустоте); Время работы – 60 сек.
2 ступень – 4-х сопловый РДТТ 15Д28/15Д92 с разрезными управляющими соплами с тягой 22000 кг. Копия двигателя третьей ступени МБР РТ-2. Тип топлива – твердое смесевое ПАЛ-17/7. Тип заряда – моноблок, прочно скрепленный с корпусом двигателя и изготовленный методом литья под давлением топливной массы непосредственно в корпус двигателя. Удельный импульс – 271 ед (в пустоте). Время работы – 45 сек.
Тактико-технические характеристики ракеты РТ-15/8К96:
Ракета вариант 1 | Ракета вариант 2 | |
Длина, м | ок. 12 | 11,93 |
Длина с ТПК, м | – | 12,7 |
Длина 1-й ступени, м | – | 4,74 |
Длина 2-й ступени, м | – | 6,77 |
Диаметр ракеты, м | – | 1,49 |
Диаметр 1-й ступени, макс., м | – | 1,9 |
Диаметр ТПК, м | 2 | 2,1 |
Масса, кг | – | 16000 |
Масса забрасываемая, кг | – | 535 |
Дальность действия, км | 2500 по ТТТ | 2500 |
КВО, м | – | 900 |
Типы боевой части – моноблочная ядерная БЧ мощностью 1 Мт.
Модификации ракеты РТ-15/8К96:
- Комплекс 15П696, ракета РТ-15 с транспортным контейнером (возможно макет) – первый мобильный вариант комплекса.
- Комплекс 15П696, ракета РТ-15 с ТПК – второй мобильный вариант комплекса.
- Комплекс 15П096, ракета РТ-15 – стационарный комплекс, не испытывался.
Организационная структура комплекса – в состав ракетного дивизиона входили:
- 6 СПУ 8У253 / 15У59 с ракетами РТ-15 в ТПК 15Я25;
- подвижный командный пункт, включающий в себя:
- машину боевого управления 15Н809 (шасси МАЗ-543);
- машину подготовки позиции 15В51 (шасси МАЗ-543);
- две дизель-электростанции 15Н694 (шасси МАЗ-543);
- подвижный узел связи “Рельеф” (3 машины на шасси МАЗ-543 – “А”, “Б” и “В”);
- автофургон для личного состава;
- Техническая позиция включала в себя:
- 15Т79 – агрегат загрузки контейнера;
- 15Т81 – перегрузочный агрегат;
- 15Т84 – транспортный агрегат;
- 15Т21П – изотермическая стыковочная машина;
- машины регламентных испытаний системы управления и системы прицеливания.

Статус:
СССР – на вооружении комплекс состоял в опытной эксплуатации с 1970 по 1971 г.г. – 1965 г. 7 ноября – СПУ “Объект 815” впервые показана публике на Параде на Красной площади в Москве.
– 1966 г. 7 ноября – СПУ “Объект 815” повторно показаны на Параде на Красной площади.

Испытательные пуски ракет РТ-15 (в работе, версия 06.06.2011 г.):
№ пп | Дата | Место пуска | Описание |
01 | ноябрь 1966 г. | Капустин Яр | техническая позиция размещена на площадке №105 полигона, пуск с площадки №84 |
02 | 1966 г. | Капустин Яр | техническая позиция размещена на площадке №105 полигона, пуск с площадки №84 |
03 | 1966 г. | Капустин Яр | техническая позиция размещена на площадке №105 полигона, пуск с площадки №84 |
04-06 | 1967 г. | Капустин Яр | дата и № пуска по западным данным |
07-14 | 1968 г. | Капустин Яр | в 1968 г. произведено 8 пусков ракет РТ-15 |
15-17 | 1969 г. | Капустин Яр | дата и № пуска по западным данным |
18 | 1970 г. | Капустин Яр | дата и № пуска по западным данным |
19 | март 1970 г. | Капустин Яр |
Источники: 44 ракетный полк в/ч 89503. Сайт http://rocketpolk44.narod.ru, 2011 г. Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org, 2011 г. Машкин А., Околелов Н., Чечин А. Тяжелый танк Т-10. // http://lib.rus.ec, 2011 г. Музей ВС СССР. 1989 г. Ракетная техника. Информацияонная система. Сайт http://rbase.new-factoria.ru, 2011 г. РВСН и развитие отечественного ракетостроения в 1960-е годы. // Техника и вооружение, архив сайта http://vadimvswar.narod.ru, 2011 г. Советские вооруженные силы 1988 г. Томск. 1988 г. Encyclopedia Astronautica. Сайт http://www.astronautix.com, 2011 г. Globalsecurity.org. Сайт http://www.globalsecurity.org, 2011 г. SIPRI. World armaments & disarmaments. 1975, 1976, 1977, 1979, 1981. Stokholm (Швеция). Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США. http://militaryrussia.ru/blog/topic-380