Легкий плавающий танк Т-40 (Краткая справка)

Лучший советский плавающий танк предвоенного периода. Создавался для замены в войсках танков Т-37А и Т-38. Принят на вооружение Красной Армии постановлением КО СССР № 443сс от 19 декабря 1939 года. С октября 1940 по 1941 год завод № 37 изготовил 709 единиц.

Танк Т-40
Танк Т-40

Серийные модификации танка Т-40:

Т-40 – базовая производственная модель. Водоизмещающий сварной корпус. Башня в форме усеченного конуса смещена к левому борту, а двигатель – к правому. Движение на плаву – с помощью гребного винта.

Т-40С – сухопутный вариант. Изъяты гребной винт с карданным приводом, коробка отбора мощности, водяные рули, трюмный насос, водоотбойный щит, теплообменник, компас. В остальном машина осталась без изменений.

Т-30 – прямой кормовой лист корпуса без ниши гребного винта. Бронирование: лоб и борт корпуса — 15 мм, подбашенная коробка – 20 мм. На части танков устанавливалась 20-мм автоматическая пушка THLU-20 (LUBAK) и спаренный с ней пулемет ДТ. Боекомплект: 750 выстрелов и 1512 патронов.

До 22 июня 1941 года было выпущено 220 танков Т-40, большинство из которых успели поступить в войска. Они широко применялись в битве под Москвой зимой 1941/42 года. Этими танками, как правило, укомплектовывался один батальон в танковых бригадах смешанной организации.

К середине 1942 года Т-40 практически исчезли из боевых частей. В качестве учебных отдельные машины этого типа использовались вплоть до 1946 года.  

На базе Т-40 было изготовлено небольшое количество пусковых установок БМ-8-24.

Общий вид легкого плавающего танка Т-40 
Общий вид легкого плавающего танка Т-40 

Тактико-технические характеристики танка Т-40:

  • БОЕВАЯ МАССА, т: 5,5.
  • ЭКИПАЖ, чел.: 2.
  • ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4110, ширина – 2330, высота – 1905, клиренс – 300.  
  • ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ДШК обр. 1938 г. калибра 12,7 мм, 1 пулемет ДТ обр. 1929 г. калибра 7,62 мм.
  • БОЕКОМПЛЕКТ: патронов ДШК – 500, патронов ДТ – 2016.
  • ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТМФП.
  • БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса – 13, крыша – 6, днище – 4…6, башня – 10.  
  • ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-11, модель 202, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 85 л. с. (62,6 кВт) при 3600 об/мин, рабочий объем 3485 см3.
  • ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная коробка передач, главная передача, бортовые фрикционы, бортовые передачи, редуктор отбора мощности на гребной винт, карданный привод винта.
  • ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, три поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 87 траков шириной 260 мм, шаг трака 98 мм.
  • СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 50, на плаву – 6.
  • ЗАПАС ХОДА, км: 300.
  • ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 34, ширина рва, м – 1,7, высота стенки, м – 0,6.
  • СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-З (только на командирских танках).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *