Легкий танк M3/M5 General Stuart (Краткая справка)

Самый массовый и наиболее известный легкий танк периода второй мировой войны. Представлял собой прямое развитие легкого танка М2А4. Разрабатывался и производился фирмами American Car and Foundry и Cadillac Car Division (филиал фирмы General Motors). С 1941 по 1944 год изготовлено 22 743 единицы.

Легкий танк M3/M5 General Stuart
Легкий танк M3/M5 General Stuart

Серийные модификации танка M3/M5 General Stuart:

МЗ – первый вариант с клепаными корпусом и башней. В процессе производства башня стала сварной, форму ее изменили – многогранную на подковообразную. Машины поздних выпусков имели частично сварной корпус. Боевая масса 12,43 т. Габариты 4531×2235×2515 мм. Часть машин оснащалась стабилизатором наведения пушки в вертикальной плоскости и дизелем Guiberson T-1020-4 мощностью 210 л. с. Изготовлено 5811 единиц.

МЗА1 – ликвидирована командирская башенка и пулеметы в бортовых спонсонах. Корпус, ходовая часть и двигатель — без изменений. Изготовлено 4621 единица.

МЗАЗ – полностью сварной корпус новой формы со скошенными скулами. Башня с развитой кормовой нишей, в которой размещена радиостанция. Вооружение, двигатель и ходовая часть – такие же, как у МЗА1. Изготовлено 3427 единиц.

М5 – силовая установка из двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей Cadillac Series 42 V8 суммарной мощностью 220 л. с. и автоматическая коробка передач Cadillac Hydra-Matic. Новый полностью сварной корпус с лобовой броней 63 мм. Башня и ходовая часть – как у МЗА1. Изготовлено 2074 единицы.

М5А1 – М5 с башней от МЗАЗ. Введено броневое прикрытие установки зенитного пулемета. Боевая масса 15,39 т. Габариты: 4602×2150×2161 мм. Запас хода 161 км. Изготовлено 6810 единиц.

Боевое крещение «стюарты» получили в ноябре 1941 года в Северной Африке в составе 8-й английской армии. В декабре против японцев, высадившихся на Филиппинах, вступили в бой американские «стюарты» из 192-го танкового батальона.

В составе 1-й и 2-й танковых дивизий армии США МЗ, МЗА1 и М5 использовались в Северной Африке в 1942 – 1943 годах.

Что касается М5А1, то в период боев в Тунисе они поступали на вооружение в батальоны легких танков и в противотанковые части, где использовались в качестве командирских. При этом из боевых частей постепенно вытеснялись «стюарты» ранних модификаций.

Ко времени высадки в Сицилии, в конце 1943 года М5А1 стал стандартным легким танком армии США. После африканской кампании американские танковые дивизии реорганизовали. В результате число легких танков в них сократилось со 126 до 51. Однако в Африке и Италии при наличии у противника большого количества легких боевых машин еще можно было найти применение для М5А1. Но во Франции и Германии немецкие танки 1944 года – Pz.IV с длинноствольной пушкой, «Пантера» и «Тигр» – не оставили «стюартам» никаких шансов уцелеть на поле боя. Поэтому американские командиры стремились не использовать М5А1 в танковых атаках, отдавая предпочтение «шерманам». Уделом же «стюартов» стала огневая поддержка моторизованной пехоты, разведка, охрана штабов и другие вспомогательные функции.

На Тихоокеанском театре военных действий «стюарты» всех модификаций воевали в составе танковых батальонов корпуса морской пехоты вплоть до 1945 года. Для уничтожения японских бункеров на островах использовался огнеметный вариант «стюартов» МЗА1 и М5А1 – Satan («Сатана»).

После принятия в 1944 году на вооружение легкого танка М24 «Генерал Чаффи» большую часть М5А1 переделали в разведывательные машины Stuart Recce. С них сняли башни и установили 12,7-мм пулемет «Браунинг». Аналогичным образом оборудовались машины управления для командиров частей и подразделений.

Во время второй мировой войны «стюарты» разных модификаций помимо армии США состояли на вооружении в Великобритании, СССР, Китае, в войсках «Свободной Франции», польских и чехословацких войсках на Западе, в Народно-освободительной армии Югославии.

Значительное количество боевых машин – 683 – было передано латиноамериканским государствам, где они состояли на вооружении вплоть до 70-х годов. В настоящее время модернизированные до неузнаваемости МЗА1 под обозначением Х1А2 находятся на вооружении бразильской армии.

Общий вид легкого танка Light Tank M3/M5 General Stuart
Общий вид легкого танка Light Tank M3/M5 General Stuart

Тактико-технические характеристики танка М3А1:

  • БОЕВАЯ МАССА: 12,94 т.
  • ЭКИПАЖ: 4 чел.
  • ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4531, ширина – 2235, высота – 2151, клиренс – 420.
  • ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мб калибра 37 мм и 3 пулемета Browning М1919А4 калибра 7,62 мм.
  • БОЕКОМПЛЕКТ: 116 артвыстрелов и 6400 патронов ПРИБОРЫ
  • ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел М5А1
  • БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 45, корма – 25, крыша и днище – 10, башня – 13…38.
  • ДВИГАТЕЛЬ: Continental W670-9A, 7-цилиндровый, звездообразный, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность 250 л. с. (184 кВт) при 2400 об/мин, рабочий объем 9832 куб. см.
  • ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач с синхронизатором, дифференциал; бортовые передачи; тормоза ленточные.
  • ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); каждая тележка подвешена на двух вертикальных буферных пружинах; в каждой гусенице 66 траков шириной 194 мм, шаг трака – 140 мм.
  • СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48.
  • ЗАПАС ХОДА, км: 113.
  • ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 35, высота стенки, м – 0,61, ширина рва, м – 1,83, глубина брода, м – 0,91.
  • СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-508.  

ИСТОЧНИК: Бронеколлекция № 3 (12) 1997 г.  

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *