Легкий танк Light Tank Мк VI (Краткая справка)
Завершающая модель целой серии легких бронированных машин, начавших свое развитие в 1929 году с танка Мк I. В 1936 году был создан вариант Мк VI – самый большой и тяжелый из всех машин семейства.
В том же году приступили к его серийному производству на заводах фирм Vickers, Vulcan Foundry, Ruston and Hornsby и North British Locomotive Company. Причем на трех последних эта работа рассматривалась как подготовка к развертыванию производства более сложных образцов бронетанковой техники. В общей сложности было выпущено свыше 1300 машин.

Серийные модификации танка Мк VI:
Мк VI – первый вариант, боевой массой около 5 т. Экипаж 3 человека. Двигатель Meadows ESTL был установлен спереди справа, боевое отделение сзади. В кормовой части башни располагалась радиостанция. Командирская башенка имела цилиндрическую форму. Вооружение состояло из двух пулеметов Vickers калибра 7,7 и 12,7 мм. В ходовой части четыре опорных катка и один поддерживающий. Подвеска – на рессорах Хортсмана. Изготовлена 81 единица.
Мк VIA – командирская башенка шестигранной формы, незначительные изменения в ходовой части. Изготовлено 115 единиц.
Мк VIB – командирская башенка цилиндрической формы как у Мк VI. Одиночный бронеколпак над жалюзи воздухо-притока к двигателю в носовой части корпуса, в отличие от двух, устанавливавшихся ранее. Изготовлено 960 единиц.
Мк VIC – пулеметы BESA калибра 7,92 и 15 мм с воздушным охлаждением. Командирская башенка отсутствовала. Изготовлено 129 единиц.
Легкие танки Мк VI использовались в качестве разведывательных в составе Британских экспедиционных сил в Европе в 1940 году, воевали в Северной Африке.
Несколько боевых машин этого типа находилось на Мальте. В башне Мк VI, рядом с двумя пулеметами, двум членам экипажа было слишком тесно. Слабая броня и недостаточное вооружение не позволили этим легким машинам успешно противостоять немецким танкам.
60 Мк VIA и 43 Мк VIB были изготовлены для индийской армии. Эти танки, так называемого индийского образца (IP – Indian Pattern), не имели командирских башенок. 24 машины предполагалось отправить в Австралию, но в итоге они оказались в Канаде. Впрочем, несколько Мк VIA все-таки попало в Австралию. 13 машин получила Турция, 70 – Египет и, наконец, 1 – Ирак, в 1939 году, незадолго до начала второй мировой войны. Танки Мк VI использовались в частях британской армии вплоть до замены их более мощными американскими машинами М3 «Генерал Стюарт».

Тактико-технические характеристики танка Мк VIB:
- БОЕВАЯ МАССА, т: 5,283.
- ЭКИПАЖ, чел.: 3.
- ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 3990, ширина – 2057, высота – 2230.
- ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Vickers калибра 7,7 мм и 1 пулемет Vickers калибра 12,7 мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм.
- БОЕКОМПЛЕКТ: 2900 патронов.
- БРОНИРОВАНИЕ, мм: 4-14.
- ДВИГАТЕЛЬ: Meadows ESTB 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 88 л. с. (64,8 кВт) при 2800 об/мин.
- ТРАНСМИССИЯ: планетарная коробка передач.
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, один поддерживающий каток, ведущее колесо переднего расположения, роль направляющего колеса играл последний опорный каток; опорные катки сблокированы попарно в две тележки, подвешенные на пружинных рессорах; ширина трака – 241 мм.
- СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 56.
- ЗАПАС ХОДА, км: 208.
- ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 32, высота стенки, м – 0,61, ширина рва, м – 1,52.
- СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 7.