Средний танк Т-28 (Краткая справка)
Танк прорыва, предназначавшийся для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос противника. Разработан в 1931 году в ОКМО завода «Большевик». Принят на вооружение РККА 11 августа 1933 года. Серийное производство осуществлялось на заводе «Красный путиловец» (с 1934 года — Кировский завод) в Ленинграде. С 1933 по 1940 год изготовлено 503 единицы.
Серийная модификация:
Компоновка многобашенная с двухъярусным расположением башен. Корпус и башни сварные. Секторы обстрела: из главной башни – 360°, из каждой малой – 165°. Танки первых выпусков вооружались 76-мм пушкой КТ-28, имели общий прямоугольный посадочный люк в главной башне, бугельную установку кормового пулемета.
С 1938 года устанавливалась 76-мм пушка Л-10, а с 1940 года – главная башня конической формы. Танки поздних выпусков оснащались зенитным пулеметом ДТ на турели П-40. В ходе серийного производства вносились изменения в двигатель, трансмиссию, ходовую часть, электрооборудование.
В 1939 – 1940 годах, учитывая опыт финской войны, большинство танков оборудовали броневыми экранами. В 30-е годы танки Т-28 состояли на вооружении тяжелых танковых бригад РГК. Боевое крещение Т-28 состоялось в ходе «освободительного похода» на Западную Украину и в Белоруссию в сентябре 1939 года. В нем приняли участие 10-я и 21-я танковые бригады, имевшие 98 и 134 танка Т-28 соответственно. При этом ни та, ни другая бригада боевых потерь не понесла. В боевых действиях советско-финской войны участвовали Т-28 20-й танковой бригады.
С марта 1940 года танками Т-28 были укомплектованы несколько танковых полков во вновь формируемых механизированных корпусах. На 1 января 1941 года в войсках находилось 411 машин этого типа. Они использовались в боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны. Например, отдельные машины находились в боевых частях Ленинградского фронта до 1943 года. В составе финской танковой бригады имелось 7 трофейных Т-28, которые эксплуатировались вплоть до 1945 года.
Тактико-технические характеристики танка Т-28 выпуска 1938 г.:
- БОЕВАЯ МАССА, т: 27,8.
- ЭКИПАЖ, чел.: 6.
- ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 7440, ширина – 2805, высота – 2820, клиренс – 560.
- ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Л-10 калибра 76 мм, 4 пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
- БОЕКОМПЛЕКТ: 69 выстрелов, 7938 патронов.
- ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический панорамный прицел ПТ-1, командирская панорама ПТК, телескопический прицел ТОП.
- БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 30, борт, корма – 20, днище – 10, башня – 20.
- ДВИГАТЕЛЬ: М-17Л, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 450 л. с. (331,2 кВт) при 1400 об/мин, рабочий объем 46 920 см3.
- ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, двухрядные бортовые передачи.
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 12 опорных катков на борт, сблокированных попарно в шесть кареток, объединенных в две тележки, четыре обрезиненных поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное), подвеска блокированная пружинная, в каждой гусенице 121 трак шириной 380 Мм, шаг трака 130 мм.
- СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.
- ЗАПАС ХОДА, км: 220.
- ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 45, ширина рва, м – 3,5, высота стенки, м – 1, глубина брода, м – 1.
- СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-З, танкофон на 6 абонентов или переговорный прибор типа «Сафар».
ИСТОЧНИК: Бронеколлекция № 1 (16) 1998 г.