Средний танк Т-34-85 (объект 135) (Краткая справка)
Танк Т-34-85 создан на базе танка Т-34 путем установки новой башни с вооружением. Разрабатывался в КБ завода №183 УВЗ (г.Нижний Тагил). Принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944 года.
Производился заводами № 183 УВЗ, № 112 («Красное Сормово»; г.Горький) № 174 (г.Омск). С 1944 по III квартал 1945 года (то есть до конца второй мировой войны) изготовлено 21 048 единиц.
Серийные модификации танка Т-34-85:
Т-34-85 (Д-5Т) – первый серийный вариант завода № 112. Новая трехместная литая башня с неподвижной командирской башенкой, 85-мм пушка Д-5Т с длиной ствола 48,8 клб. Диаметр башенного погона увеличен с 1420до 1600 мм. Телескопический прицел ТШ-15 и перископический панорамный прицел ПТК. Один башенный вентилятор. Радиостанция в корпусе танка. Т-34-85 (ЗИС-С-53) – 85-мм пушка ЗИС-С-53 с длиной ствола 54,6 клб. Командирская башенка сдвинута к корме башни. Изменен электропривод поворота башни. Радиостанция перенесена в башню. Изъят прицел ПТК, введен второй башенный вентилятор, внесены другие мелкие изменения.
С марта 1944 года Т-34-85 начали поступать в части. В первую очередь ими перевооружались гвардейские танковые бригады.
В 1944 году было выпущено 10 499 танков Т-34-85, которые быстро вытесняли из Действующей армии Т-34 ранних образцов.
В наиболее массовых количествах их применяли в операциях 1945 года: Висло-Одерской, Померанской, Берлинской, в сражении у о. Балатон в Венгрии.
Длинноствольная 85-мм пушка, значительно лучшая, чем у Т-34, оптика, увеличившаяся надежность моторно-трансмиссионной установки, а также высвобождение командира танка для выполнения его основных функций и возросший уровень боевой подготовки экипажей позволили Т-34-85 уверенно бороться с немецкими танками всех типов, включая тяжелые.
До середины 1945 года на вооружении советских танковых частей на Дальнем Востоке состояли в основном легкие танки БТ и Т-26. К началу войны с Японией в войска поступило 670 танков Т-34-85, что позволило укомплектовать ими первые батальоны во всех отдельных танковых бригадах и первые полки в танковых дивизиях.
6-я гвардейская танковая армия, переброшенная в Монголию из Европы, оставила свои боевые машины в прежнем районе дислокации (Чехословакия) и получила на месте 408 Т-34-85 с уральских заводов. Таким образом машины этого типа приняли самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.
Значительное количество Т-34-85 было передано Войску Польскому (328 шт.), Чехословацкому корпусу (около 130 шт.) и НОАЮ (65 шт.).
На базе этого танка выпускались самоходно-артиллерийские установки, огнеметные танки и другие спецмашины.
Производство Т-34-85 в СССР продолжалось до 1946 года. В 1950 – 1954 годах по советской лицензии их выпускали в ЧССР, а в 1953 – 1956 годах – в ПНР. Т-34-85 эксплуатировались в Советской Армии вплоть до конца 70-х годов. При этом они неоднократно подвергались модернизации.
Боевые машины этого типа состояли на вооружении армий всех стран — участниц Варшавского Договора, а также еще 28 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Во многих из них они используются и по сей день.
После второй мировой войны Т-34-85 принимали участие в войне в Корее и Вьетнаме, в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и Мозамбике. Последние факты боевого применения (причем весьма успешного) танков этого типа относятся к периоду гражданской войны в Югославии в 1991 – 1995 годах.
Основные тактико-технические характеристики танка Т-34-85 (ЗИС-С-53):
- БОЕВАЯ МАССА, т: 32.
- ЭКИПАЖ, чел.: 5.
- ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: высота – 2720, клиренс – 400.
- ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-С-53 обр. 1944, 2 пулемета ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм.
- БОЕКОМПЛЕКТ: 55 выстрелов, 1953 патрона.
- ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TШ-16. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма – 45, крыша, днище – 20, башня – 60…90.
- ДВИГАТЕЛЬ: В-2-34,12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 400 л. с. (294,5 кВт) при 1700 об/мин, рабочий объем 38 880 см3,
- ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление гребневое), направляющее колесо; подвеска индивидуальная пружинная; в каждой гусенице 72 трака шириной 500 мм, шаг трака 172 мм.
- СКОРОСТЬ макс., км/ч: 55.
- ЗАПАС ХОДА, км: 300.
- ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, ширина рва, м – 2,5, высота стенки, м – 0,73, глубина брода, м – 1,3.
- СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЭРМ или 9РС, переговорное устройство ТПУ-Ф или ТПУ-З-бисФ.
ИСТОЧНИК: Бронеколлекция № 1 (16) 1998 г.