Легкий танк «2592» (Краткая справка)
В 1931 году был построен 3,2-тонный прототип «кавалерийской боевой машины». По массе эта «боевая машина», согласно классификации того времени, находилась на границе между легкими и малыми танками (танкетками), но по назначению была ближе к легким.
Компоновку выбрали, видимо, под влиянием английского «Виккерса 6-тонного»: заднее расположение двигателя и переднее – элементов трансмиссии, совмещение боевого отделения с отделением управления. Такая компоновка стала основной в японском танкостроении до конца второй мировой войны. Впереди слева размещался механик-водитель, справа, в выступающей рубке, – стрелок, позади них в одноместной конической башне – командир.
Вооружение устанавливалось в 2 яруса.
Оригинальным было устройство ходовой части: 4 опорных катка блокировались по 2 на балансирах, которые шарнирно крепились к полуэллиптическим рессорам, закрепленным концами к борту корпуса. Танк был принят на вооружение как «2592» («92», «Кай Сенша», не путать с малым «92»), и в 1933—1935 годах выпускался в небольшом количестве фирмой «Исикавадзима Дзидоша».
На серийных танках в ходовую часть добавили два опорных катка, то есть третий балансир с рессорой. «92» отличала смешанная – сварная и клепаная – конструкция корпуса и башни.
Механик-водитель и стрелок имели смотровые лючки впереди и в бортах корпуса. В башне в шаровой опоре крепился 6,5-мм пулемет, в лобовом листе корпуса справа устанавливался 6,5-мм или 13-мм пулемет также в шаровой опоре.
В корме продольно располагался карбюраторный двигатель «Исикавадзима» или «Мицубиси». Для доступа к нему служили люки с откидными крышками-жалюзи. В поднятом положении они использовались как сиденья для зенитной стрельбы: при этом к башне на особой стойке-вертлюге крепился 6,5-мм пулемет.
Выхлопная труба с глушителем выведена назад вдоль левого борта. С 1937 года на части «92» вместо лобового пулемета установили автоматическую 20-мм пушку.
Некоторые «92» использовались как радиотанки – на корпусе крепилась рамочная антенна.
Машины поздних выпусков получили новую подвеску: четыре спицованных опорных катка большого диаметра на борт, сблокированные на балансирах по типу «Ха-го», но с полуэллиптическими рессорами.
В 1934-1935 годах была предпринята попытка сделать «92» плавающими.
Тактико-технические характеристики танка «2592»:
- БОЕВАЯ МАССА, т: 3,5.
- ЭКИПАЖ, чел.: 3.
- ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, м: длина – 3,94, ширина – 1,62, -высота – 1,83, клиренс – 0,28.
- ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета «91» калибра 6,5 мм.
- БРОНИРОВАНИЕ, мм: корпус – 6, башня – 6.
- ДВИГАТЕЛЬ: «Мицубиси», 6-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность 45 л. с; при 1600 об/мин.
- МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА: бортовые фрикционы.
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: (на один борт) 6 сдвоенных опорных катков, сблокированных по два на балансирах, 3 поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска – блокированная, на полуэллиптических рессорах; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 190-210 мм, шаг трака 90 мм.
- СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
- ЗАПАС ХОДА, км: 100.
- ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, ширина рва, м – 1,6, глубина брода, м – 0,8.
ИСТОЧНИК: Бронеколлекция № 3 1995 г.