Легкий танк M24 General Chaffee (Краткая справка)

Разрабатывался с учетом опыта мирового танкостроения, накопленного за годы второй мировой войны. Во внешнем облике танка, резко отличавшемся от всех ранее созданных американских легких боевых машин, угадывается влияние советского среднего танка Т-34.

Танк M24 General Chaffee

Предназначался для использования в качестве разведывательного и авиадесантного. Первый американский танк с торсионной подвеской. Производился фирмами Cadillac Car Division, American Car and Foundry и Massey Harris. С апреля 1944 по июнь 1945 года изготовлено 4070 единиц.

Серийные модификации:

Корпус и башня сварные, броневые листы, примерно такой же толщины, как у танков серии М5, располагались под значительно большими углами наклона к вертикали.

Силовая установка размещалась в кормовой части танка, а механизм поворота и бортовые передачи – в носовой.

75-мм пушка (модернизированный вариант авиационного орудия, использовавшегося на самолете B-25G «Mitchell») снабжалась стабилизатором в вертикальной плоскости типа «Вестингауз».

Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у легкого танка М5, а подвеска у самоходного орудия М18.

Особенностью М24 является наличие дублированных приводов управления танком у пулеметчика (он же – помощник механика-водителя). В боевом отделении находилось дополнительное (пятое) сиденье для командира подразделения.

С лета 1944 года танки М24 начали поступать в войска и интенсивно вытеснять из боевых частей устаревшие «стюарты».

Боевой дебют М24 состоялся в декабре 1944 года в составе 740-го танкового батальона 82-й воздушно-десантной дивизии, во время отражения германского наступления в Арденнах. Эти бои подтвердили, что ни по вооружению, ни по бронированию «Чаффи» не может тягаться с немецкими средними танками. И хотя на боевой счет новых американских машин и записали несколько подбитых «пантер» и даже «тигров», эти удачи можно отнести к случайностям.

Тем не менее М24 довольно интенсивно использовались американцами и англичанами (последние получили из США около 300 машин этого типа) вплоть до конца войны.

В качестве авиадесантного «Чаффи» предполагалось использовать так же, как М22, то есть перевозя башню от него внутри самолета С-54, а все остальное на наружной подвеске.

Только появление транспортного самолета С-82 грузоподъемностью 10 т. позволило перевозить танк без башни внутри фюзеляжа.

Из-за сложности транспортировки М24 не нашел широкого применения в воздушно-десантных войсках армии США.

Танк послужил базой для создания нескольких образцов самоходно-артиллерийских установок.

После второй мировой войны М24 использовался американскими войсками в Корее, а французской армией – в Индокитае.

В 50-х годах танк интенсивно экспортировался и долгое время состоял (а кое-где и до сих пор состоит) на вооружении в Греции, Норвегии, Пакистане, Португалии, Тайване, Таиланде, Турции, Уругвае и Вьетнаме.

Общий вид танка M24 General Chaffee
Общий вид танка M24 General Chaffee

Тактико-технические характеристики танка М24:

  • БОЕВАЯ МАССА: 17,592 т.
  • ЭКИПАЖ: 3 чел.
  • ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 5490, ширина – 2847, высота – 2542, клиренс – 432.
  • ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мб калибра 75 мм, 1 пулемет Browning M2HB калибра 12,7 мм, 2 пулемета Browning М1919А4 калибра 7,62 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,8 мм.
  • БОЕКОМПЛЕКТ: 48 артвыстрелов, 440 патронов калибра 12,7 мм, 3750 патронов калибра 7,62 мм, 14 дымовых гранат.
  • ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел М71.
  • БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 25,4, борт – 25,4, корма – 19, крыша и днище – 12,7, башня – 12,7…38,1.
  • ДВИГАТЕЛЬ: два Cadillac 44T24, 8-цилин-дровых, V-образных, карбюраторных, жидкостного охлаждения, суммарной мощностью 220 л. с. (162 кВт) при 4000 об/мин.
  • ТРАНСМИССИЯ: две гидромуфты, две планетарные коробки передач, демультипликатор, карданный вал, двойной дифференциал, бортовые передачи. Коробки передач и демультипликатор обеспечивали 6 скоростей вперед и 1 назад.
  • ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, направляющее колесо с компенсационным механизмом, обеспечивающим постоянное натяжение гусеницы, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; ширина гусениц 406 мм.
  • СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.
  • ЗАПАС ХОДА, км: 160.
  • ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, высота стенки, м – 0,91, ширина рва, м – 2,4, глубина брода, м – 1,02.
  • СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-538.

ИСТОЧНИК: Бронеколлекция № 3 (12) 1997 г.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *