Легкий танк R35 (Char leger d’accompagnement) (Краткая справка)

 Самый массовый легкий французский танк Второй мировой войны. Разработан по заказу армии для сопровождения пехоты в 1934 году. Производился серийно с 1935 по 1940 год. За это время фирмой Renault было выпущено 1070 машин для французской армии и 560 танков на экспорт.

Французский танк R35
Французский танк R35

Серийные модификации танка R35:

R35 – первый серийный вариант. Корпус из литых бронеплит, собирался на каркасе с помощью болтов. Башня литая, с вращающейся, но не откидывающейся командирской башенкой-куполом. Двигатель и трансмиссия смещены к правому борту. В 1938 году установлена радиостанция, изменена конструкция креплений смотровых приборов башни. Большинство танков для преодоления противотанковых рвов оборудовались дополнительным «хвостом», необходимым для увеличения общей длины машины.

R39 – новая длинноствольная 37-мм пушка SA38 (начальная скорость снаряда 701 м/с). Изготовлено 273 единицы.

R40 – длинноствольная 37-мм пушка SA38, новая ходовая часть фирмы АМХ из 12 опорных катков малого диаметра и 4 поддерживающих катка. Боевая масса 12,5 т. Изготовлено 120 единиц.

Французская армия использовала танки R35, R39 и R40 на всех театрах военных действий. На май 1940 года в Европе имелось 945 машин, из них 810 в отдельных танковых батальонах, приданных полевым армиям, и 135 в 4-й танковой дивизии резерва (DCR).

В Северной Африке находилось несколько колониальных частей, оснащенных танками R35. В Сирии дислоцировался 68-й танковый батальон, в Алжире и Тунисе 62-й и 63-й батальоны.

С падением французского правительства все колониальные части перешли под власть правительства Виши, по приказу которого они вели боевые действия с англичанами, американцами и «свободными» французами, обороняя от вторжения бывших союзников заморские владения в Сирии и Марокко.

После поражения Франции в кампании 1940 года около 800 танков R35 досталось Германии. В основном они использовались для обучения танкистов, часть машин после демонтажа башен переоборудовали в артиллерийские тягачи для 150-мм гаубиц и 210-мм мортир. Башни же установили на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек.

В 1941 – 1942 году 174 французских танка R35 немцы переделали в САУ с 47-мм чешской противотанковой пушкой. Часть из них вместе с линейными R35 в составе 21-й танковой дивизии (100-я танковая бригада) принимала участие в боях с союзными войсками в Нормандии.

25 танков R35 применялись против партизан в Югославии. Помимо французской армии R35 состояли на вооружении в Польше (53), Югославии (50), Румынии (41) и Турции (100).

После 1940 года танками продолжали торговать немецкие власти: 109 машин достались Италии, а 40 – Болгарии. R35 участвовали в боевых действиях в составе 5-го драгунского полка французской армии в ходе освобождения Франции от германских захватчиков в 1944 – 1945 году.

Общий вид легкого танка R35
Общий вид легкого танка R35

Тактико-технические характеристики танка R35:

  • БОЕВАЯ МАССА, т: 10,6.
  • ЭКИПАЖ, чел.. 2.
  • ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм; длина – 4200, ширина – 1850, высота – 2376, клиренс – 320.
  • БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 32, борт – 40 крыша – 15. башня – 44.
  • ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Puteaux SA18 i/21 калибра 37 мм и 1 пулемет Chatelierault мод. 1931 г. калибра 7,5 мм.
  • БОЕКОМПЛЕКТ: 100 артвыстрелов, 2400 патронов.
  • ДВИГАТЕЛЬ: Renault, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощность 82 л. с. при 2200 об/мин.
  • ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач, дифференциал.
  • ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 5 обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска маятниковая, с горизонтальными резиновыми рессорами.
  • СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 20. ЗАПАС ХОДА, км: 140.
  • ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 20; высота стенки, м – 0.5; ширина рва, м – 1,6 (2-е «хвостом»), глубина брода, м – 0,6.

Добавить комментарий