Путь от КВ к ИС

Тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13. Первый достаточно хорошо известен, а о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой противоречивые, лишь из двух-трех изданий, посвященных истории СКБ-2 Кировского завода. Поэтому есть смысл рассказать об этой боевой машине поподробнее.

КВ-13 (объект 233) стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2. Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В. Цейц, только что освобожденный из заключения. КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжелому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса — носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить внутренние неиспользуемые объемы, дифференцировать бронезащиту и в итоге сократить потребность в бронелисте. Последнее обстоятельство было весьма важным, особенно в свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года, которым предписывалось всячески экономить броневой прокат.

Спроектировали и изготовили первый образец машины в чрезвычайно короткие сроки, и в мае 1942 года он поступил на заводские испытания. Масса танка составляла 31,7 т. Вооружение — 76-мм пушка ЗИС-5 и спаренный пулемет ДТ.

Толщина лобовой брони корпуса достигала 120, а башни — 85 мм. Двигатель В-2К максимальной мощностью 600 л.с. позволял развивать скорость до 55 км/ч. Элементы ходовой части, включая гусеницу, взяли у Т-34, а опорные катки позаимствовали от КВ. На КВ-13 был применен подковообразный усовершенствованный радиатор по типу установленного ранее на легком танке Т-50 (вариант Кировского завода), что дало возможность более плотно скомпоновать моторное отделение и значительно повысить коэффициент использования воздуха, нагнетаемого вентилятором. Оригинальной конструкции девятискоростная коробка передач с тройным демультипликатором устанавливалась соосно с планетарными бортовыми редукторами.

Испытания первого образца КВ-13 выявили ряд недостатков — трудность обеспечения разгонных характеристик коробки передач, разрушение опорных катков и траков ходовой части, спадание гусениц на поворотах и т.д. В разгар испытаний в июле 1942 года скоропостижно скончался Н.В. Цейц, и ведущим конструктором по машине был назначен Н.Ф. Шашмурин. По его инициативе на КВ-13 установили коробку передач, разработанную для КВ-1с, и узлы ходовой части от этого танка. Однако и в таком виде танк испытаний не выдержал, после чего интерес заказчика к нему заметно уменьшился. Несмотря на это, на Опытном танковом заводе с декабря 1942 года началась сборка, впрочем, довольно вялая, двух новых вариантов танка КВ-13.

Тяжелый танк ИС-2 у стен рейхстага. Берлин, май 1945 года.
Тяжелый танк ИС-2 у стен рейхстага. Берлин, май 1945 года.

От первого образца для этих машин позаимствовали разве что корпус, торсионную подвеску и пятикатковую ходовую часть. Башни и многие другие агрегаты спроектировали заново. Особенностью трансмиссии стали двухступенчатые планетарные механизмы поворота, разработанные А.И. Благонравовым. Была усовершенствована система охлаждения, в гусеничном движителе использовались только агрегаты танка КВ- 1с, при этом гусеничную цепь облегчили за счет применения нечетных безгребневых траков.

Опытный танк КВ-13 (объект 233) во дворе завода №100. Челябинск, сентябрь 1942 года
Опытный танк КВ-13 (объект 233) во дворе завода №100. Челябинск, сентябрь 1942 года

Самое непосредственное влияние на темпы изготовления этих машин оказало появление осенью — зимой 1942-1943 года на советско-германском фронте новых немецких тяжелых танков «Тигр». Постановлением ГКО от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу №100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС. В качестве исходных для них и были взяты последние варианты КВ-13. При этом первый, вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «объект 233», а второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9, – ИС-2 (объект 234).

Опытный танк КВ-13 (объект 233) во дворе завода №100. Челябинск, сентябрь 1942 года
Опытный танк КВ-13 (объект 233) во дворе завода №100. Челябинск, сентябрь 1942 года

Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ- 1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 и более мощном у ИС-2. Однако отмечались и серьезные дефекты, главным образом в моторно-трансмиссионной установке и ходовой части. На мягком грунте танки испытывали большое сопротивление движению за счет прогиба звеньев гусеницы в межкатковое пространство — большее, чем у КВ-1с. Комиссия рекомендовала предусмотреть на следующих образцах ИС увеличение числа опорных катков.

Параллельно с испытаниями на ЧКЗ, на заводе № 100 и основных предприятиях-смежниках — УЗТМ и заводе № 200 — полным ходом развернулась подготовка к серийному производству новых боевых машин. Но дальнейшие события заставили внести в нее весьма существенные коррективы. В начале апреля были получены достоверные данные о броневой защите «Тигра», и уже 15 апреля вышло постановление ГКО, которое обязывало Наркомат вооружении создать мощные танковые пушки, способные бороться с новой техникой врага.

Опытный тяжелый танк объект 238 во дворе завода № 100. Челябинск, июль 1943 года.
Опытный тяжелый танк объект 238 во дворе завода № 100. Челябинск, июль 1943 года.

В конце апреля на НИИБТПолигоне в подмосковной Кубинке расстрелу из различных артсистем подвергли единственный трофейный «Тигр». В результате выяснилось, что наиболее эффективное средство борьбы с ним — 85-мм зенитная пушка 52-К обр. 1939 г., которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм броню. Постановление ГКО от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» ориентировало конструкторские бюро на баллистику этой пушки. В соответствии с этим постановлением Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро — ЦАКБ (начальник— В.Г. Грабин) и КБ завода № 9 НКВ (главный конструктор Ф.Ф. Петров) предписывалось разработать и установить на двух танках КВ- 1с и двух опытных танках ИС 85- мм пушки с баллистикой зенитного орудия 52-К.

Опытный образец танка КВ-85 (объект 239)после испытаний обстрелом. Челябинск, ноябрь 1943 года.
Опытный образец танка КВ-85 (объект 239) после испытаний обстрелом. Челябинск, ноябрь 1943 года.

В первой половине июня все четыре пушки — две С-31 ЦАКБ и две Д-5Т завода № 9 — были готовы. С-31 разработали путем наложения 85-мм ствола на люльку 76-мм серийной танковой пушки ЗИС-5, что могло существенно облегчить ее производство. Что касается Д-5Т, то она представляла собой вариант пушки Д-5С, разработанной для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, и отличалась малой массой и небольшой длиной отката.

Объект 237 (ИС №1) во дворе завода №100. Челябинск, июль 1943 года.
Объект 237 (ИС №1) во дворе завода №100. Челябинск, июль 1943 года.
Объект 237 (ИС №1) в ходе заводских испытаний преодолевает вброд водную преграду. Челябинск, июль 1943 года.
Объект 237 (ИС №1) в ходе заводских испытаний преодолевает вброд водную преграду. Челябинск, июль 1943 года.
Объект 237 (ИС №2) во время испытаний преодолевает различные препятствия.
Объект 237 (ИС №2) во время испытаний преодолевает различные препятствия. Челябинск, ноябрь 1943 года.
Объект 237 (ИС №2) на обрушенном мосту. Челябинск, ноябрь 1943 года.
Объект 237 (ИС №2) на обрушенном мосту. Челябинск, ноябрь 1943 года.

Уже в ходе эскизных проработок компоновки танка ИС с 85-мм пушкой выяснилось, что при диаметре башенного погона в свету 1535 мм установить такое орудие без резкого ухудшения условий работы экипажа не представляется возможным. Поэтому погон решили расширить до 1800 мм за счет увеличения объема боевого отделения и, соответственно, длины танка на 420 мм. Поскольку длина корпуса между вторым и третьим опорными катками существенно возросла, в ходовую часть танка пришлось добавить шестой опорный каток (на каждый борт). Под увеличенный диаметр погона на заводе № 200 отлили новую башню. Все эти изменения привели к росту массы танка до 44 т, снижению удельной мощности и ухудшению динамических характеристик. Такова была плата за более мощное вооружение. Танк с 85-мм пушкой получил обозначение объект 237. Два опытных ИСа, № 1 — с пушкой С-31 и № 2 — с Д-5Т, были готовы в начале июля 1943 года.

Объект 237 (ИС №2) преодолевает ров. Челябинск, ноябрь 1943 года.
Объект 237 (ИС №2) преодолевает ров. Челябинск, ноябрь 1943 года.

Одновременно с работой над объектом 237 на ЧКЗ изготовили и два эскизных проекта установки 85-мм пушки на танк КВ-1с. Первый вариант — объект 238 — представлял собой серийный КВ-1с с пушкой С-31 в штатной башне, второй — объект 239 — получил башню от объекта 237 с пушкой Д-5Т.

Тяжелый танк ИС-85 на заводском дворе.
Тяжелый танк ИС-85 на заводском дворе.

В июле 1943 года проходили сравнительные испытания всех четырех танков. На основании полученных результатов предпочтение отдали пушке Д-5Т и объектам 237 и 239, которые с этого момента начали именоваться ИС-85 и КВ-85 соответственно. Из-за крайней стесненности боевого отделения и невозможности нормальной работы в нем экипажа объект 238 забраковали.

31 июля в Кубинку на НИИБТПолигон для прохождения государственных испытаний прибыли танки КВ-85 и ИС-85. Технику сопровождали 28 специалистов во главе с главным инженером завода № 100 Н.М. Синевым. Испытания начались 2 августа и проводились комиссией под председательством начальника Технического управления ГБТУ Красной Армии генерал-майора С.А. Афонина. Артиллерийские испытания проходили на Гороховецком артиллерийском полигоне. По их результатам комиссия рекомендовала оба образца к принятию на вооружение. Затем танки разместили на подмосковной станции Черкизово (ныне район Москвы) в цехах эвакуированного завода № 37. 8 августа колонна опытных боевых машин прошла по улицам Москвы в Кремль, где они были осмотрены Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, Берия, Федоренко, Малышевым и др. Перед показом из машин удалили всех членов экипажа (за исключением механиков-водителей), заменив их сотрудниками НКВД.

4 сентября 1943 года постановлением ГКО тяжелый танк ИС-85 приняли на вооружение Красной Армии. Этим же постановлением Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с техническим управлением ГБТУ до 15 октября 1943 года танк ИС, вооруженный пушкой калибра 122 мм, а до 1 ноября самоходно-артиллерийскую установку ИС-152 на его базе.

Из сказанного следует, что вопреки широко распространенной в литературе версии танк ИС-2 со 122-мм пушкой и САУ ИСУ-152 в ходе вышеупомянутого показа Сталину не демонстрировались. За ИС-2, по-видимому, авторы принимали ИС № 2 (то есть вооруженный пушкой Д-5Т) и САУ СУ-152 (КВ-14), но с усовершенствованной системой вентиляции боевого отделения.

Серийный танк ИС-85 на НИБТПолигоне в Кубинке.
Серийный танк ИС-85 на НИБТПолигоне в Кубинке.
Чертеж танка ИС-2
Чертеж танка ИС-2

Стоит отметить, что государственная комиссия разработала ряд предложений по усовершенствованию конструкции танка ИС, часть из которых — под явным влиянием зарубежного опыта.

К последним относятся предложения спроектировать и испытать гидравлический механизм поворота башни по типу американского танка М4А2 и турельную зенитно-пулеметную установку на люке командирской башенки, разработать установку в башне казнозарядного 50-мм миномета для самозащиты и запуска сигнальных ракет. Предлагалось также спроектировать люльку, пригодную для установки 85-, 100-, 122- и 152- мм пушек.

Добавить комментарий