История создания танка Panzer II (Sd.Kfz.121)

Как известно, первый танк, поступивший на вооружение гитлеровского вермахта — Pz.I, представлял собой в большей степени учебную машину, чем боевую.

В 1933 году, когда началось его серийное производство, чисто пулеметный танк считался уже чем-то вроде анахронизма. Тем не менее, и сам Pz.I, и аналогичные машины в других странах благополучно просуществовали вплоть до начала Второй мировой войны и приняли в ней участие. Однако, с точки зрения инициаторов моторизации германских сухопутных войск, и в первую очередь генерала Г. Гудериана, в ожидании поступления на вооружение немецкой армии полноценных боевых танков Pz.III и Pz.IV, разработка которых требовала больше времени, было бы неплохо получить машину, обладавшую более высокими ТТХ, чем Pz.I. То есть своего рода промежуточный танк, пригодный как для обучения личного состава и от мобилизации подразделений танковых войск, так и для боевого применения.

Легкие танки Pz.II Ausf.B и Pz.I Ausf.B из состава 1-го батальона 10-го танкового полка вермахта
Легкие танки Pz.II Ausf.B и Pz.I Ausf.B из состава 1-го батальона 10-го танкового полка вермахта, расквартированного в Зинтене. Германия, 1937 год

Во второй половине 1934 года 6-й департамент Управления вооружений разработал тактико-технические требования к подобной боевой машине — танку массой 10 т, вооруженному 20-мм пушкой. Как и в случае с Pz. I, новый танк получил дезинформационное обозначение LaS 100 (LaS — Landwirtschaftlicher Slepper — сельскохозяйственный тягач). Его прототипы на конкурсной основе разрабатывались тремя фирмами: Friedrich Krupp AG, Henschel und Sohn AG и Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg (MAN). Результаты их деятельности были представлены комиссии Управления вооружений весной 1935 года.

Фирма Krupp представила танк LKA-2 — по сути увеличенную в размерах версию танка LKA (прототип Pz.I) с новой башней и 20-мм пушкой. Henschel и MAN разработали только шасси. При этом шасси Henschel имело шесть опорных катков, сблокированных в три тележки, а в шасси MAN использовалась конструкция английской фирмы Carden-Loyd — шесть опорных катков были сблокированы в три тележки, подвешенные на четвертьэллиптических рессорах; его-то и выбрали для серийного производства. Корпус изготовила фирма Daimler-Benz. Сборка танков LaS 100 должна была осуществляться на заводах фирм MAN, Daimler-Benz, FAMO, Wegmann и MIAG.

Танк Pz.II Ausf.al, a2, a3

В конце 1935 года построили первые десять машин, которые получили армейское обозначение 2 cm MG Panzerwagen (MG — Maschinengewehr — пулемет).

По тогдашней классификации в Германии все автоматическое оружие калибра до 20 мм включительно относилось к пулеметам и обозначалось аббревиатурой MG.

Танки оснащались бензиновыми двигателями Maybach HL 57TR мощностью 130 л.с. и шестискоростной коробкой передач ZF Aphon SSG45. Максимальная скорость движения достигала 40 км/ч, запас хода по шоссе — 210 км. Бронирование — от 5 до 14,5 мм. Вооружение состояло из пушки KwK 30 калибра 20 мм, представлявшей собой укороченный на 300 мм и приспособленный для установки в танке вариант зенитной пушки Flak 30 (боекомплект 180 патронов в 10 магазинах) и пулемета MG 34 (боекомплект 1425 патронов). По введенной в 1936 году единой системе обозначения транспортных средств вермахта машина получила индекс Sd.Kfz. 121. Тогда же было введено и новое армейское обозначение, в соответствии с которым первые десять танков стали именоваться Pz.Kpfw.II Ausf.al.

Следующие 15 машин — Ausf.a2 — получили незначительные изменения в системе охлаждения генератора и вентиляции боевого отделения. На 50 танках версии Ausf.a3 появилась моторная перегородка, а в днище корпуса — люки доступа к топливному насосу и масляному фильтру. Кроме того, машины версий а2 и аЗ отличались от первых десяти отсутствием резиновых бандажей на поддерживающих катках.

Танк Pz.II Ausf.b

Танки модификации b (25 единиц) выпускались в 1936 — 1937 годах. Внедренные на них усовершенствования затронули в основном ходовую часть. Опорные и поддерживающие катки стали шире, при этом последние немного уменьшились в диаметре. Несколько изменились по конструкции элементы подвески и ведущие колеса. Самым же крупным нововведением стала установка двигателя Maybach HL 62TR мощностью 140 л.с.

Танк Pz.II Ausf.b
Танк Pz.II Ausf.b

Танк Pz.II Ausf.c

Испытания танков модификаций а и b выявили существенные недостатки в конструкции их ходовой части. Поэтому в 1937 году был разработан совершенно новый тип шасси для танка Pz.II.

Ходовая часть теперь включала применительно к одному борту пять обрезиненных опорных катков среднего диаметра, подвешенных на четвертьэллептических листовых рессорах. Число поддерживающих катков увеличилось до четырех. Подверглись модернизации ведущие и направляющие колеса. Повысились плавность хода на бездорожье и скорость движения по шоссе. Внесенные изменения повлекши за собой увеличение габаритов боевой машины: длина возросла до 4810 мм. ширина — до 2223 мм, высота-до 1990 мм.

Соответственно увеличилась и боевая масса — с.7,9 до 8.9 т.

Танк Pz.II Ausf.A

В 1937 году приступили к производству «массовых» модификаций танка Pz.II. Выпуск первой из машин — Ausf.A — предположительно начался с марта 1937 года на заводе фирмы Henschel в Касселе, а зачтем продолжился на заводе Alkett в Берлине.

Машины Ausf.A получили синхронизированную коробку передач ZF Aphon SSG46 и двигатель Maybach HL 62TRM мощностью 140 л.с., а также новые смотровые щели с броневыми заслонками для Механика-водителя и ультракоротковолновую радиостанцию (ранее применялась коротковолновая).

Танк Pz.II Ausf.A
Танк Pz.II Ausf.A
Внешний вид башни подбашенной коробки и лобовой части корпуса танков Ausf.c, A, B до модернизации
Внешний вид башни подбашенной коробки и лобовой части корпуса танков Ausf.c, A, B до модернизации (сверху) и после (в середине и внизу)

Танк Pz.II Ausf.B

Танки варианта В незначительно отличались от машин версии А. Изменения носили в основном технологический характер, упрощавший серийное производство.

Танк Pz.II Ausf.B на тактических маневрах
Танк Pz.II Ausf.B на тактических маневрах

Танк Pz.II Ausf.C

На боевых машинах модификации С улучшили систему охлаждения двигателя и установили в смотровых блоках бронестекла толщиной 50 мм (у А и В – 12 мм). Темпы выпуска танков Ausf.C были крайне низкими. Достаточно сказать, что в июле 1939 года собрали 9 машин, в августе — 7, в сентябре — 5, в октябре — 8, а в ноябре — всего 2 танка! Завершилось его производство в марте – апреле 1940 года. Это можно объяснить, по-видимому, тем, что еще до окончания производства началась модернизация боевых машин этой модификации и параллельно вариантов с, А и В. Дело в том, что к этому времени немцы завершили анализ испанского опыта. В гражданской войне в Испании приняли участие несколько десятков легких танков Pz.I. И хотя Pz.II в этой войне не участвовали, но и они, по сравнению с советскими легкими танками Т-26 и БТ-5, воевавшими на стороне республиканцев, и танками вероятных противников (французскими R35 и Н35, а также польскими 7ТР), имели слабое вооружение и бронирование.

Танк Pz.II Ausf.C 2-й танковой дивизии в окрестностях Седана
Танк Pz.II Ausf.C 2-й танковой дивизии в окрестностях Седана. Франции, 1940 год

Вооружение немцы почему-то модернизировать не стали — обычно это объясняется малыми размерами башен. Действительно, из пушек большего калибра в башню Pz.II «вписывалась- только 37-мм KwK L/45, устанавливаемая в Pz.III, но тогда в башне «двойки» становилось слишком тесно, да и размещать боекомплект было практически негде. Впоследствии эту пушку устанавливали в башни Pz.II, используемые в фортификационных сооружениях, где эти проблемы легко разрешались (пулемет MG 34 при этом демонтировался). Однако совершенно непонятно, почему в штатную башню нельзя было установить 20-мм пушку с «зенитным» неукороченным стволом длиной 1300 мм. В этом случае начальная скорость бронебойного снаряда увеличивалась с 780 до 835 м/с и соответственно возрастала бронепробиваемость. Видимо, решающее значение тут имел выход ствола пушки за габариты танка, что в то время повсеместно считалось неприемлемым. Кстати, именно из-за этого ствол пушки KwK 30 был укорочен на 300 мм, по сравнению со стволом зенитного орудия Flak 30.

Чертеж танка Pz.II Ausf.C
Чертеж танка Pz.II Ausf.C

Словом, модернизации Pz.II спелась н основном к увеличению толщины брони. Лобовую броню башни усилили листами толщиной 14,5 и 20 мм, корпуса – 20 мм. Изменилась и конструкция лобовой части корпуса. Поверх штатного тугого 14,5-мм бронелиста приваривались два, соединяемых под углом 70°. Верхний лист имел толщину 14,5 мм, нижний — 20 мм

На машинах Ausf.C вместо двухстворчатого люка в крыше башни стала устанавливаться командирская башенка, позволявшая вести из танка круговое наблюдение. Такая же башенка появилась на части танков моделей с, А и В. Поскольку изменения вносились в ходе капремонта, то затронули не все машины.

После Польской кампании почти все «двойки» ранних выпусков были доведены до стандарта Ausf.C. Последовали и новые улучшения, в частности, погон башни спереди и сзади был защищен специальным броневым бортиком, предохранявшим башню от заклинивания при попадании пуль и осколков.

Следует упомянуть, что в ноябре 1938 года фирма MAN начала работы над установкой в танк Pz.II дизеля HWA 1038G мощностью 175 — 200 л.с. Однако испытания закончились неудачно, и в конце 1940 года эксперименты прекратили.

Танки Pz.ll Ausf.D/E

В 1938 году фирма Daimler-Benz разработала проект так называемого «быстрого танка» (Schnellkampfwagen), предназначенного для танковых батальонов легких дивизий. По внешнему виду эта машина резко отличалась от других модификаций «двойки». У Ausf.C позаимствовали только башню с вооружением, ходовую часть и корпус сконструировали заново.

В ходовой части типа Кристи использовались четыре опорных катка большого диаметра на борт, новые ведущие и направляющие колеса. Корпус был практически такой же, как у танка Pz.III. Боевая масса машины составляла 10 т. Двигатель Maybach HL 62TRM позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 55 км/ч. Коробка передач Maybach Variorex VG 102128Н имела семь скоростей вперед и три — назад. Pz.II Ausf.E отличались от Ausf.D усиленной подвеской, новой гусеницей и измененной конструкцией ленивца.

Танк Pz.II Ausf.D
Танк Pz.II Ausf.D

В 1938— 1939 годах фирмы Daimler-Benz и MAN выпустили 143 танка обеих версий и около 150 шасси.

Pz.ll Ausf.F

27 ноября 1939 года было принято решение о производстве серии модернизированных танков Ausf.F — последней модификации «классического» Pz.II. Это объяснялось дефицитом танков в вермахте, не позволявшим укомплектовать вновь формируемые танковые соединения.

Танки этой серии получили корпус новой конструкции, имевший вертикальную лобовую плиту во всю его ширину. В правой ее части устанавливался макет прибора наблюдения механика-водителя, в то время как настоящий находился слева. Новая форма крышек смотровых окон в маске-установке усилила ее бронестойкость. На некоторых машинах устанавливалась 20-мм пушка KwK 38.

Производство Ausf.F развертывалось очень медленно. В июне 1940 года собрали только три танка, в июле — два, в августе — декабре — четыре! Темп удалось набрать лишь в 1941 году, когда годовой выпуск составил 233 машины этой модификации. 8 следующем году заводские цеха покинул 291 Pz.II Ausf.F. Всего же было выпущено 532 танка модификации F. Основными его изготовителями стали заводы FAMO в Бреслау. Vereinigten Maschinenwerken в оккупированной Варшаве. MAN и Daimler-Benz.

Количество выпущенных танков

1934-193719381939194019411942Всего
332669246532753551930

К сожалению, как и в случаях с большинством других немецких боевых машин, указать абсолютно точное число выпущенных Pz.II не представляется возможным. В отечественных публикациях наиболее полную таблицу производства «двоек» приводит И.П. Шмелев.

Однако, судя по данным выпуска 1940, 1941 и 1942 годов, сюда включены и огнеметные танки, сведения о которых в западных источниках указываются отдельной строкой.

Если же говорить о числе танков той или иной модификации, то больше всего вопросов вызывают машины вариантов с, А, В и С. Как в отечественной, так и зарубежной литературе их выпуск характеризуется общим числом — 1113 или 1114 единиц. Причем разбивки по отдельным модификациям, как правило, не дается. Если принять эту цифру на веру, то общее количество изготовленных Pz.II (без учета огнеметных танков) составит 1888 (1889) единиц.

Попробуем проверить это число, используя как данные И.П. Шмелева, так и цифры, приводимые немецким исследователем Фрицем Ханом. Последний указывает следующее количество Pz.II, выпущенных после начала Второй мировой, то есть после 1 сентября 1939 года.

ГодВсего
1939194019411942
1510233282540

Если вычесть итоговое число из 1888, то получим 1348 танков, изготовленных до начала войны. Если пользоваться данными И.П. Шмелева и вычесть из числа танков, выпущенных в 1934— 1939 годах, 15 машин, изготовленных после 1 сентября 1939 года, то количество танков, выпущенных до начала войны, составит 1232 единиц.

Оба полученных нами числа вполне соотносятся с наличием «двоек» в войсках накануне вторжения в Польшу — 1223. При этом число 1348 представляется более предпочтительным, ведь какое-то количество боевых машин находилось в учебных подразделениях и не принимало участия в боевых действиях.

Заправка топливом во 2-й танковой бригаде
Заправка топливом во 2-й танковой бригаде. После боев в Польше лобовая броня танков была усилена накладными листами. Опознавательный знак – черный крест в белой окантовке – был введен с 26 октября 1939 года

Хотелось бы отметить еще одно любопытное обстоятельство. Дело в том, что указываемое количество танков модификаций с. А, В и С совершенно не совпадает с заводскими номерами этих машин, которые также приводятся в литературе.

Так. например, в английской «Энциклопедии германских танков» (да и не только в ней) сообщается, что с марта 1937 по апрель 1940 года выпущено 1113 машин Ausf. с. А, В и С с номерами шасси от 21 101 до 27 000. По немецкой системе подсчета вторая цифра соответствует сотням, а значит, в этот диапазон укладывается ровно 600 танков! А куда же подевались остальные 513? Номера шасси следующей модификации — D — начинаются с числа 27 001, нет провала в номерах и у предыдущих машин. Невыпущенными эти 513 танков тоже быть не могут, тогда накануне войны в войсках не насчитывалось бы 1223 Pz.II. Так что статистика у педантичных немцев — это отдельная статья!

Источник: Бронеколлекция № 4(43) 2002 г.

Добавить комментарий