Описание конструкции танка Panzer II (Sd.Kfz.121)
Компоновка танка представляла собой классическую немецкую схему с передним расположением трансмиссии. Особенностью компоновки Pz.II было размещение двигателя и трансмиссии со смещением к правому борту. Соответственно обитаемые отделения танка оказались смещены к левому борту.

КОРПУС танка сваривался из катаных листов хромоникелевой стали. Посадочного люка в крыше корпуса у механика-водителя не было, и для этой цели он пользовался одностворчатым люком в верхнем лобовом листе корпуса. В отделении управления находились брезентовое сиденье механика-водителя, органы управления танком и контрольные приборы. В корпусе имелись четыре смотровых прибора со стеклоблоками триплекс, закрывавшиеся снаружи броневыми крышками со смотровыми щелями. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. В последнем справа располагался двигатель, а слева — радиатор и вентилятор системы охлаждения. В правой части крыши моторного отделения имелся двухстворчатый люк для доступа к двигателю.

БАШНЯ — сварная, шестигранная -была смещена относительно продольной оси танка влево на 85 мм. В ее крыше находился двухстворчатый люк. замененный в процессе модернизации командирской башенкой. В правой створке люка выполнялся маленький прямоугольный лючок для флажковой сигнализации. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механизма поворота, располагающегося справа от маск-установки вооружения. В бортах башни имелись два смотровых прибора со стеклоблоками трип леке и два вентиляционных лючка, закрываемых броневыми крышками. Полик боевого отделения в башне отсутствовал.


ВООРУЖЕНИЕ. На танках Pz.II Ausf. а b, с, А — F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 30 с длиной ствола 50 калибров. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 780 м/с скорострельность — 280 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы 4400 м дальность прямого выстрела 1000 м. Масса орудия – 63 кг. Горизонтальное наведение осуществлялось за счет поворота башни, вертикальное с помощью винтового подъемного механизма, размещенного слева от пушки. Угол вертикального наведения колебался в пределах от – 9.51 до +20».

На части танков Ausf.F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 38, отличавшаяся от KwK 30 лучшим качеством изготовления, меньшей массой (56 кг) и большей скорострельностью (450 выстр./мин).

Боекомплект пушки состоял из 180 выстрелов (в ходе войны он возрос до 320) в магазинах по 10 штук в каждом. Бронебойно-трассирующий снаряд массой 148 г на дистанции 100 м при угле встречи 90° пробивал броневую плиту толщиной от 17,5 до 20 мм. В 1940 году в боекомплект Pz.II ввели выстрел Panzergranatpatrone 40, сердечник которого выполнялся из твердого сплава с использованием вольфрама. Бронепробиваемость новым снарядом на дистанции 100 м достигала 40 мм при угле встречи 60° и 20 мм на дистанции 500 м.
В одной маске с пушкой устанавливался 7,92-мм пулемет MG 34. Его боекомплект состоял из 1425 патронов. С 1940 года боекомплект был увеличен до 2100 патронов в барабанных магазинах по 75 патронов в каждом.
Наведение пушки в цель осуществлялось с помощью телескопических прицелов Zeiss TZF 4 (Ausf.a, b, С, А, В), TZF 4/36 (Ausf. D и Е), TZF 4/38 (Ausf. С и F с пушкой KwK 30). На машинах Ausf.F с пушкой KwK 38 устанавливался прицел TZF За.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. Танки Pz.II Ausf.a — F оснащались двигателями Maybach HL 57TR, 62TF и 62TRM, шестицилиндровыми, карбюраторными, четырехтактными, рядными, жидкостного охлаждения, мощностью 130 (57TR) и 140 (62TR и 62TRM) л.с. при 2600 об/мин. Диаметры цилиндров — 100 и 105 мм соответственно. Ход поршня— 120 мм. Степень сжатия – 6,3 (57TR) и 6,5 (62TR и 62TRM). Рабочий объем — 5698 см3 и 6234 см3. Конструктивно все двигатели были подобны.
Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. В топливную систему входили два бензобака емкостью 102 и 68 л. У танков модификаций D и Е – один бензобак емкостью 200 л. Топливный насос Pallas № 62601, карбюратор Solex 40JFF II.
Трансмиссия состояла из карданной передачи, двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, одноступенчатых планетарных механизмов поворота и бортовых передач.
Шестискоростная (6+1) коробка передач ZF Aphon SSG45 (Ausf. а — с) имела синхронизаторы только на
2-й и 6-й передачах. На танках Ausf. А — С и Fустанав- лизалась шестискоростная коробка передач ZF Aphon SSG46 с дисковыми синхронизаторами на всех передачах.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танков модификаций а и b применительно к одному борту состояла из шести опорных катков, сблокированных попарно на продольной внешней балке в три тележки и подвешенных на четвертьэллиптических листовых рессорах. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три поддерживающих катка. Модификации А —С и F имели пять обрезиненных опорных катков диаметром 550 мм, подвешенных на четвертьэллиптических рессорах индивидуально, и четыре поддерживающих катка. В ходовую часть вариантов D и Е входили только четыре опорных катка. Ведущие колеса — переднего расположения. Гусеница шириной 300 мм состояла из 108 траков (у модификаций D и Е – из 96 траков).

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генераторы Bosch BNF 2.5/12BRS1 12 AL/ZMA/R8 (Ausf.a).
Bosch BNG 2,5/12BR183 12AL/ZMA/R3 (Ausf.b и с) и Bosch BNG 2.5/AL/ZMA (остальные модификации); аккумулятор Bosch емкостью 120 А-ч. Потребители: электростартер, система зажигания, контрольные приборы, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал.
СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки Pz.ll оснащались коротковолновой радиостанцией FuG 5. Дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ Pz.ll
а | Ь | с, А. В | С | D.E | F | |
Боевая масса, т | 7.6 | 7.9 | 8.9 | 9.5 | 10 | 9,5 |
Экипаж, чел. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Габаритные размеры, мм: | ||||||
длина | 4380 | 4755 | 4810 | 4810 | 4640 | 4810 |
ширина | 2140 | 2140 | 2223 | 2280 | 2300 | 2280 |
высота | 1945 | 1955 | 1990 | 2020 | 2020 | 2150 |
клиренс | 340 | 340 | 290 | 340 | ||
Т олшина брони, мм | ||||||
лоб корпуса | 13 | 13 | 14,5 | 30 | 30 | 35 |
борт | 13 | 13 | 14,5 | 14.5 | 14.5 | 14,5 |
корма | 13 | 13 | 14,5 | 14.5 | 14.5 | 14,5 |
днище | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
крыша | 5 | 12 | 10 | 10 | 10 | 10 |
лоб башни | 13 | 13 | 14,5 | 30 | 14,5 | 30 |
борт и корма | 13 | 13 | 14,5 | 14.5 | 14,5 | 14.5 |
маска пушки | 14,5 | 14,5 | 16 | 30 | 16 | 30 |
Максимальная скорость | ||||||
движения по шоссе, км/ч | 40 | 40 | 40 | 40 | 55 | 40 |
Запас хода, км: | ||||||
по шоссе | 210 | 190 | 190 | 190 | 200 | 190 |
по местности | 160 | 125 | 125 | 125 | 130 | 125 |
Преодолеваемые препятствия: | ||||||
угол подъема, град. | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
высота стенки, м | 0,42 | 0,63 | 0,63 | 0,63 | 0.42 | 0,63 |
ширина рва, м | 1.8 | 1.8 | 1.8 | 1.8 | 1,75 | 1.8 |
глубина брода, м | 0,92 | 0,89 | 0,92 | 0,92 | 0,85 | 0,92 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,45 | 0,56 | 0,62 | 0,66 | 0,8 | 0,66 |
Удельная мощность, л.с/т | 17,1 | 17,7 | 15,7 | 14,7 | 14 | 14,7 |
Источник: Бронеколлекция №2 (5) 1996 г.