Описание конструкции танка Panzer II (Sd.Kfz.121)

Компоновка танка представляла собой классическую немецкую схему с передним расположением трансмиссии. Особенностью компоновки Pz.II было размещение двигателя и трансмиссии со смещением к правому борту. Соответственно обитаемые отделения танка оказались смещены к левому борту.

Учебная танковая атака
Учебная танковая атака. Хорошее взаимодействие между подразделениями обеспечивалось наличием на всех танках радиостанций

КОРПУС танка сваривался из катаных листов хромоникелевой стали. Посадочного люка в крыше корпуса у механика-водителя не было, и для этой цели он пользовался одностворчатым люком в верхнем лобовом листе корпуса. В отделении управления находились брезентовое сиденье механика-водителя, органы управления танком и контрольные приборы. В корпусе имелись четыре смотровых прибора со стеклоблоками триплекс, закрывавшиеся снаружи броневыми крышками со смотровыми щелями. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. В последнем справа располагался двигатель, а слева — радиатор и вентилятор системы охлаждения. В правой части крыши моторного отделения имелся двухстворчатый люк для доступа к двигателю.

Чертеж танка Pz.II Ausf.C
Чертеж танка Pz.II Ausf.C

БАШНЯ — сварная, шестигранная -была смещена относительно продольной оси танка влево на 85 мм. В ее крыше находился двухстворчатый люк. замененный в процессе модернизации командирской башенкой. В правой створке люка выполнялся маленький прямоугольный лючок для флажковой сигнализации. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механизма поворота, располагающегося справа от маск-установки вооружения. В бортах башни имелись два смотровых прибора со стеклоблоками трип леке и два вентиляционных лючка, закрываемых броневыми крышками. Полик боевого отделения в башне отсутствовал.

Элементы корпуса и башни танка Pz.II Ausf.C
Элементы корпуса и башни танка Pz.II Ausf.C
Схема бронирования танка Pz.II
Схема бронирования танка Pz.II

ВООРУЖЕНИЕ. На танках Pz.II Ausf. а b, с, А — F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 30 с длиной ствола 50 калибров. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 780 м/с скорострельность — 280 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы 4400 м дальность прямого выстрела 1000 м. Масса орудия – 63 кг. Горизонтальное наведение осуществлялось за счет поворота башни, вертикальное с помощью винтового подъемного механизма, размещенного слева от пушки. Угол вертикального наведения колебался в пределах от – 9.51 до +20».

20-мм пушка Flak 30. Ее укороченный на 300 мм вариант KwK 30 устанавливался в танках Pz.II
20-мм пушка Flak 30. Ее укороченный на 300 мм вариант KwK 30 устанавливался в танках Pz.II

На части танков Ausf.F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 38, отличавшаяся от KwK 30 лучшим качеством изготовления, меньшей массой (56 кг) и большей скорострельностью (450 выстр./мин).

Компоновка танка Pz.II
Компоновка танка Pz.II

Боекомплект пушки состоял из 180 выстрелов (в ходе войны он возрос до 320) в магазинах по 10 штук в каждом. Бронебойно-трассирующий снаряд массой 148 г на дистанции 100 м при угле встречи 90° пробивал броневую плиту толщиной от 17,5 до 20 мм. В 1940 году в боекомплект Pz.II ввели выстрел Panzergranatpatrone 40, сердечник которого выполнялся из твердого сплава с использованием вольфрама. Бронепробиваемость новым снарядом на дистанции 100 м достигала 40 мм при угле встречи 60° и 20 мм на дистанции 500 м.

В одной маске с пушкой устанавливался 7,92-мм пулемет MG 34. Его боекомплект состоял из 1425 патронов. С 1940 года боекомплект был увеличен до 2100 патронов в барабанных магазинах по 75 патронов в каждом.

Наведение пушки в цель осуществлялось с помощью телескопических прицелов Zeiss TZF 4 (Ausf.a, b, С, А, В), TZF 4/36 (Ausf. D и Е), TZF 4/38 (Ausf. С и F с пушкой KwK 30). На машинах Ausf.F с пушкой KwK 38 устанавливался прицел TZF За.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. Танки Pz.II Ausf.a — F оснащались двигателями Maybach HL 57TR, 62TF и 62TRM, шестицилиндровыми, карбюраторными, четырехтактными, рядными, жидкостного охлаждения, мощностью 130 (57TR) и 140 (62TR и 62TRM) л.с. при 2600 об/мин. Диаметры цилиндров — 100 и 105 мм соответственно. Ход поршня— 120 мм. Степень сжатия – 6,3 (57TR) и 6,5 (62TR и 62TRM). Рабочий объем — 5698 см3 и 6234 см3. Конструктивно все двигатели были подобны.

Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. В топливную систему входили два бензобака емкостью 102 и 68 л. У танков модификаций D и Е – один бензобак емкостью 200 л. Топливный насос Pallas № 62601, карбюратор Solex 40JFF II.

Трансмиссия состояла из карданной передачи, двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, одноступенчатых планетарных механизмов поворота и бортовых передач.

Шестискоростная (6+1) коробка передач ZF Aphon SSG45 (Ausf. а — с) имела синхронизаторы только на

2-й и 6-й передачах. На танках Ausf. А — С и Fустанав- лизалась шестискоростная коробка передач ZF Aphon SSG46 с дисковыми синхронизаторами на всех передачах.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танков модификаций а и b применительно к одному борту состояла из шести опорных катков, сблокированных попарно на продольной внешней балке в три тележки и подвешенных на четвертьэллиптических листовых рессорах. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три поддерживающих катка. Модификации А —С и F имели пять обрезиненных опорных катков диаметром 550 мм, подвешенных на четвертьэллиптических рессорах индивидуально, и четыре поддерживающих катка. В ходовую часть вариантов D и Е входили только четыре опорных катка. Ведущие колеса — переднего расположения. Гусеница шириной 300 мм состояла из 108 траков (у модификаций D и Е – из 96 траков).

Варианты ходовой части танка Pz-II
Варианты ходовой части танка Pz-II

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генераторы Bosch BNF 2.5/12BRS1 12 AL/ZMA/R8 (Ausf.a).

Bosch BNG 2,5/12BR183 12AL/ZMA/R3 (Ausf.b и с) и Bosch BNG 2.5/AL/ZMA (остальные модификации); аккумулятор Bosch емкостью 120 А-ч. Потребители: электростартер, система зажигания, контрольные приборы, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки Pz.ll оснащались коротковолновой радиостанцией FuG 5. Дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ Pz.ll

 аЬс, А. ВСD.EF
Боевая масса, т7.67.98.99.5109,5
Экипаж, чел.333333
Габаритные размеры, мм:      
длина438047554810481046404810
ширина214021402223228023002280
высота194519551990202020202150
клиренс  340340290340
Т олшина брони, мм      
лоб корпуса131314,5303035
борт131314,514.514.514,5
корма131314,514.514.514,5
днище81010101010
крыша51210101010
лоб башни131314,53014,530
борт и корма131314,514.514,514.5
маска пушки14,514,516301630
Максимальная скорость      
движения по шоссе, км/ч404040405540
Запас хода, км:      
по шоссе210190190190200190
по местности160125125125130125
Преодолеваемые препятствия:      
угол подъема, град.303030303030
высота стенки, м0,420,630,630,630.420,63
ширина рва, м1.81.81.81.81,751.8
глубина брода, м0,920,890,920,920,850,92
Удельное давление, кг/см20,450,560,620,660,80,66
Удельная мощность, л.с/т17,117,715,714,71414,7

Источник: Бронеколлекция №2 (5) 1996 г.

Добавить комментарий