Танк Pz.II Ausf.L «Luchs»

Прототип лёгкого разведывательного танка Pz.II Ausf.L Luchs. 1942 год
Прототип лёгкого разведывательного танка Pz.II Ausf.L Luchs. 1942 год

В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38 (t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошёл 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

Интерьер боевого отделения танка Luchs
Интерьер боевого отделения танка Luchs, вид на переднюю часть башни. Справа — поворотный механизм башни, в центре — казенная часть 20-мм пушки, слева — кронштейн крепления пулемета

Танк VK 1303 приняли на вооружение Панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин.

Luchs («Лухс» — рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось явно недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы имел три отделения: управления (оно же — трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа — радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Легкий танк Pz.II Ausf.L
Легкий танк Pz.II Ausf.L из состава 4-го разведывательного батальона 4-й танковой дивизии. Восточный фронт, осень 1943 года

Сварная башня отличалась размерами большими, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но, в отличие от VK 901 и VK 903, командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни устанавливали два перископических прибора наблюдения: один — в крышке командирского люка, другой — в крышке люка заряжающего; у последнего был также смотровой прибор в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на «Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращение её осуществлялось вручную, с помощью механизма поворота.

Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 и спаренного 7,92-мм пулемёта MG 34 (MG 42). Для стрельбы из пушки наводчик пользовался телескопическим однообъективным прицелом Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог служить и для стрельбы из пулемёта. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом Kgz F 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Чертеж танка Pz.II Ausf.L
Чертеж танка Pz.II Ausf.L

Ещё в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооружённых 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.III модификаций J, L и М. Однако разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось — она была слишком мала. К тому же это бы привело к резкому сокращению боекомплекта. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

Тактико-технические характеристики танка Pz.II Ausf.L

На танке устанавливался шестицилиндровый карбюраторный четырёхтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л. с. (132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объёмом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Запуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо — этилированный бензин с октановым числом 76 — хранилось в двух бензобаках ёмкостью 235 л. Подача топлива принудительная, с помощью насоса Pallas Nr 62601. Карбюраторов — два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащён 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л. с.).

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка «Лухс», применительно к одному борту, входили пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съёмными зубчатыми (23 зуба) венцами, направляющее колесо с механизмом натяжения гусениц. Гусеница — мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 360 мм.

4-й разведывательный батальон на марше
4-й разведывательный батальон на марше. Восточный фронт, осень 1943 года. На лобовой броне корпуса смонтирован броневой экран специфической формы. Такое дополнительное бронирование было характерным только для этого подразделения

«Лухсы» оснащались радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией FSpr «f».

Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 единиц, фирма Henschel — 18. Все они вооружались 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным, заводские цеха покинуло от четырёх до шести танков.

Первые серийные «лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако из-за незначительного количества выпущенных машин новые танки получили очень немногие соединения Панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе — 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мёртвая голова». В этих соединениях «лухсы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

Лёгкий танк Pz.II Ausf.L
Лёгкий танк Pz.II Ausf.L, вероятно, из состава 116-й танковой дивизии, подбитый во Франции в августе 1944 года

До наших дней сохранились два экземпляра лёгкого танка Pz.II Ausf.L «Лухс». Один находится в Великобритании в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой — во Франции, в танковом музее в Самюре.

Внешний вид танка Pz.II Ausf.L.
Внешний вид танка Pz.II Ausf.L.

Источник: Бронеколлекция №2 (5) 1996 г.

Добавить комментарий