Танк Pz.Kpfw.l Ausf.F

Опыт Польской кампании показал, что использование легких танков Pz.l для непосредственной поддержки пехоты (а не для чего другого они уже не годились) неэффективно по причине их недостаточного бронирования.

Танк Pz.Kpfw.l Ausf.F
Танк Pz.Kpfw.l Ausf.F

Тогда в недрах Управления вооружений и возникла идея создания хорошо бронированного танка для сопровождения пехоты, а заодно и для выполнения полицейских функций. Несмотря на то, что такая машина не вписывалась в систему вооружения панцерваффе, 22 декабря 1939 года фирмы Krauss-Maffei и Daimler-Benz получили задание на ее разработку. Впрочем, требования к танку были весьма противоречивы, а задание — неконкретным.

Проект вскоре отложили, и вновь к нему вернулись только зимой 1941 / 1942 года. ТТТ были уточнены с целью придания машине боевых свойств, необходимых, главным образом, для ведения борьбы с партизанами.

Pz.I Ausf.F в военном музее Белграда
Pz.I Ausf.F в военном музее Белграда. У этой машины полностью отсутствуют резиновые бандажи опорных катков
Pz.I Ausf.F в военном музее Белграда
Pz.I Ausf.F в военном музее Белграда. У этой машины полностью отсутствуют резиновые бандажи опорных катков

Корпус нового танка, получившего обозначение Pz.l nA vers (verstarkt — усиленный) VK 1801, спроектировала фирма Daimler-Benz. В лобовой части толщина бронелистов достигала 80 мм. В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 45Р — такой же, как и на Pz.l Ausf.C. Но сейчас его мощности в 150 л.с. хватало, чтобы разогнать небольшую, но тяжелую машину лишь до 25 км/ч. Однако такую скорость, учитывая задачи для которых предназначался танк, признали достаточной. На первом прототипе устанавливалась коробка передач ZF SSG 47, на втором прототипе VK 1802 и на серийных машинах — четырехскоростная коробка (4+1) с предварительным выбором передач Maybach VG 15319. Благодаря применению гусениц шириной 540 мм, танк имел исключительно хорошую проходимость, а за счет шахматного расположения опорных катков и торсионный подвески — плавность хода.

Вооружение состояло из двух пулеметов MG 34, установленных в общей маске. Стволы пулеметов прикрывали броневые кожухи. Вертикальный угол наведения составлял — 10°… +20°. Прицел — бинокулярный телескопический TZF 8.

Оригинальную конструкцию имела башня танка. Цилиндрическая по сути, снаружи она имела коническую форму за счет пустотелой «юбки». Вращение башни осуществлялось с помощью механического механизма поворота. На крыше башни были смонтированы пять перископических приборов наблюдения.

Башня танка  Pz.Kpfw.l Ausf.F
Башня танка Pz.Kpfw.l Ausf.F

К концу 1942 года выпустили 30 танков Pz.l Ausf.F, после чего заказ аннулировали. В 1943 году 8 машин отправили на Восточный фронт в 1-ю танковую дивизию, в ней, по-видимому, и проходили войсковые испытания. По некоторым данным, на 1 июля 1943 года 7 машин имелось в составе 12-й танковой дивизии. Остальные использовались, и весьма удачно, в операциях против партизан на территории СССР и Югославии.

Чертеж танка Pz.Kpfw.l Ausf.F
Чертеж танка Pz.Kpfw.l Ausf.F

По крайней мере, три танка Pz.l Ausf.F были захвачены Красной Армией. Один из них расстреляли в Кубинке во время испытаний. Другая машина сохранилась и экспонируется там же, в Музее бронетанкового вооружения и техники. Ausf.F, захваченный югославскими партизанами, можно увидеть в военном музее в Белграде.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.l Ausf.F:

  1. Боевая масса, т………………………………… 21
  2. Экипаж, чел………………………………………. 2
  3. Габаритные размеры, мм:
  • длина…………………………………………… 4379
  • ширина……………………………………….. 2640
  • высота………………………………………… 2050
  1. Толщина брони, мм:
  • лоб корпуса…………………………………….. 80
  • борт и корма……………………………………. 50
  • крыша и днище………………………………… 25
  • башня………………………………….. 50 — 80
  1. Максимальная скорость
  • движения, км/ч………………………………… 25
  • Запас хода, км…………………………………….. 150
  1. Преодолеваемые препятствия:
  • угол подъема, град…………………………… 30
  • высота стенки, м…………………………… 0,33
  • ширина рва, м…………………………………. 1,5
  • глубина брода, м…………………………… 0,57
  1. Удельная мощность, л.с./т……………………. 7,1
  2. Удельное давление, кг/см2     0,41

Источник: «Бронеколлекция» № 2(29)«2000 г.

Добавить комментарий