САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl)

    15 cm s.I.G.33B Sfl, также известная как Sturmpanzer II, немецкая самоходная артиллерийская установка периода Второй мировой войны. Относилась к классу самоходных гаубиц, формально классифицировалась как штурмовое орудие.

История создания

Ещё до того как пошёл в серию Sturmpanzer I, в планах уже была разработка улучшенной версии, базирующейся на шасси и компонентах Pz.Kpfw.II. Pz.Kpfw.II устарел уже к 1941 году, но большое количество выпущенных танков этого типа, сделало их прекрасной базой для различных модернизаций и переделок.

САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl)
САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl)

Первый улучшенный прототип был испытан на заводском полигоне в Куммерсдорфе 13 июня 1940 года. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на шасси Panzer II Ausf B, которое, как выяснилось, не могло предоставить достаточно места для размещения столь массивного орудия, так же, как и не могло достаточно погашать отдачу орудия при выстреле.

САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl)
САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl)

18 февраля 1941 года было решено построить Sturmpanzer II на модифицированном безбашенном шасси/корпусе Pz.Kpfw. II. В июле-августе 1941 года первый Sturmpanzer II Bison (удлинённая версия) был выпущен компанией Alkett, а к январю 1942 года были готовы все 12 машин.

Конструкция и производство

Для увеличения внутреннего пространства, шасси было слегка расширено (на 32 см.) и удлиненно (на 60 см.), а также добавлено шестое дорожное колесо. В отличие от Wespe, Bison не имел защитных боковых бронеплит по всей длине надстройки. Тяжёлое 150 мм пехотное орудие sIG 33 L/11.4 было установлено в орудийном щите, протянувшемуся на всю ширину надстройки.

САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl) на боевом посту
САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl) на боевом посту

Bison имел низкий силуэт и переднерасположенное орудие. Технические характеристики Bison были схожи с Pz.Kpfw. II, они имели один и тот же двигатель Maybach HL62 TRM. Правда, некоторые источники настаивают на том, что Bison оснащался двигателем Buessing-NAG L8V. Экипаж Bison состоял из 4-х человек, а вес — примерно 12000 кг.

Применение

Все машины были сгруппированы в 707-ю и 708-ю sIG Kp (Sfl.) — роты тяжёлой пехотной артиллерии и, в период с февраля по апрель 1942 года, отправлены в Ливию, в Северной Африке. В эксплуатации они оказались очень ненадёжными и постоянно ломались. Через короткое время на ходу осталось всего несколько машин, а остальные использовались на запчасти.

САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl) с орудием в максимальном угле подъема
САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl) с орудием в максимальном угле подъема

К 2 декабря 1942 года, в боях было потеряно восемь Bison. Остальные шесть машин воевали в составе DAK — Deutsches Afrika Korps вплоть до весны 1943 года, когда был брошен последний подбитый Bison.

Есть сведения, что англичане захватили 6 разобранных и брошенных Bison на одном из заводов в Германии. Также известно, что один экземпляр Sturmpanzer II Bison использовался в Египетской армии и участвовал в войне с Израилем в 1948 году.

САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl)
САУ Sturmpanzer II (15 cm s.I.G.33B Sfl)

Основываясь на опыте, полученном при разработке Sturmpanzer II Bison, была разработана и пошла в серию более практичная и удачная модель самоходной установки — Wespe.                

Добавить комментарий