Самоходная артиллерийская установка Sturmpanzer I 15 cm sIG 33

Еще одной САУ, созданной на шасси танка Panzer I, стало 150-мм самоходное пехотное орудие. Эту машину можно рассматривать как первую немецкую серийную самоходную установку.

150-мм САУ из состава 704-й роты тяжелых пехотных орудий вброд форсирует водную преграду
150-мм САУ из состава 704-й роты тяжелых пехотных орудий вброд форсирует водную преграду. Греция, 1941 год

Демонстрация прототипа САУ и перевозчика боеприпасов (на самой самоходке боекомплект не перевозился) командованию вермахта состоялась 29 января 1940 года, после чего последовал заказ на 38 машин.

150-мм тяжелое пехотное орудие sIG 33 (sIG — schwere Infanterie Geschutz) с длиной ствола 11,4 калибра, разработанное фирмой Krupp в 1927 году, устанавливалось на крыше корпуса Pz.l вместе с лафетом и колесами. Для защиты орудия с трех сторон была сооружена громоздкая рубка, сваренная из 10-мм бронелистов. При этом высота машины превысила 3 м, а масса возросла до 8,5 т, поскольку само орудие в боеготовом состоянии весило 1750 кг.

И то и другое самым негативным образом сказалось на проходимости. Кроме того, высокая и узкая САУ имела большую склонность к опрокидыванию. Тем не менее, эту машину неплохо встретили в войсках. Дело в том, что sIG 33 состояло на вооружении рот пехотных орудий в пехотных полках вермахта с 1933 года и было хорошо знакомо немецким артиллеристам. Но в буксируемом варианте орудие было тяжеловато, и поэтому солдаты не могли не приветствовать появление его самоходной версии.

Самоходная установка Panzerjäger I
В общем-то, далеко не шедевр конструкторской мысли, а скорее, «доморощенная» немецкая каракатица и новейший, сильнейший советский КВ-2. Можно только сожалеть, что все сложилось так, а не иначе

Угол горизонтального обстрела sIG 33, установленного на танковом шасси, составлял 25°, вертикального — от — 4° до +75°. Заряжение — раздельное, затвор — поршневой. Начальная скорость снаряда — 240 м/с, дальность стрельбы до 4700 м. Первоначально орудие не имело штатных

бронебойных боеприпасов, но с осени 1941 года в боекомплект был включен кумулятивный снаряд Gr 39Н1/А массой 25 кг, имевший начальную скорость 280 м/с. С расстояния 100 м он пробивал 160-мм броню. Однако наличие его в боекомплекте во фронтовых условиях было явлением редким и для стрельбы, главным образом, использовались осколочно-фугасные и дымовые гранаты. Огонь велся с помощью штатного прицела Rblf 36. На последних из выпущенных САУ орудие устанавливалось уже без колес, на специальных подпорках.

Чертеж танка 15 cm sIG 33 Sfl. auf'Pz.I Ausf.B
Чертеж танка 15 cm sIG 33 Sfl. auf’Pz.I Ausf.B

В составе 701-й — 706-й рот тяжелых пехотных орудий эти машины принимали участие в боевых действиях во Франции и на Балканах, а затем и на Восточном фронте. Осенью 1943 года одна САУ этого типа еще находилась на вооружении 704-й роты тяжелых пехотных орудий. До наших дней ни одна машина этого типа не сохранилась.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ:

  1. Боевая масса, т…………………………. 8,5
  2. Экипаж, чел……………………………………. 4
  3. Габаритные размеры, мм:
  • длина………………………………….. 4420
  • ширина………………………………. 2680
  • высота………………………………… 3350
  • клиренс…………………………………. 295
  1. Толщина брони, мм:
  • лоб, борт и корма корпуса…… 13
  • крыша и днище…………………………. 6
  • лоб и борта рубки………………….. 10
  1. Максимальная скорость
  • движения, км/ч………………………… 35
  1. Запас хода, км…………………………. 100
  1. Преодолеваемые препятствия:
  • угол подъема, град…………………. 20
  • высота стенки, м………………….. 0,37
  • ширина рва, м ……………………….. 1,4
  • глубина брода, м…………………… 0,6

Источник: «Бронеколлекция» № 2(29)«2000 г.

Добавить комментарий