Самоходная артиллерийская установка Sturmpanzer I 15 cm sIG 33
Еще одной САУ, созданной на шасси танка Panzer I, стало 150-мм самоходное пехотное орудие. Эту машину можно рассматривать как первую немецкую серийную самоходную установку.
Демонстрация прототипа САУ и перевозчика боеприпасов (на самой самоходке боекомплект не перевозился) командованию вермахта состоялась 29 января 1940 года, после чего последовал заказ на 38 машин.
150-мм тяжелое пехотное орудие sIG 33 (sIG — schwere Infanterie Geschutz) с длиной ствола 11,4 калибра, разработанное фирмой Krupp в 1927 году, устанавливалось на крыше корпуса Pz.l вместе с лафетом и колесами. Для защиты орудия с трех сторон была сооружена громоздкая рубка, сваренная из 10-мм бронелистов. При этом высота машины превысила 3 м, а масса возросла до 8,5 т, поскольку само орудие в боеготовом состоянии весило 1750 кг.
И то и другое самым негативным образом сказалось на проходимости. Кроме того, высокая и узкая САУ имела большую склонность к опрокидыванию. Тем не менее, эту машину неплохо встретили в войсках. Дело в том, что sIG 33 состояло на вооружении рот пехотных орудий в пехотных полках вермахта с 1933 года и было хорошо знакомо немецким артиллеристам. Но в буксируемом варианте орудие было тяжеловато, и поэтому солдаты не могли не приветствовать появление его самоходной версии.
Угол горизонтального обстрела sIG 33, установленного на танковом шасси, составлял 25°, вертикального — от — 4° до +75°. Заряжение — раздельное, затвор — поршневой. Начальная скорость снаряда — 240 м/с, дальность стрельбы до 4700 м. Первоначально орудие не имело штатных
бронебойных боеприпасов, но с осени 1941 года в боекомплект был включен кумулятивный снаряд Gr 39Н1/А массой 25 кг, имевший начальную скорость 280 м/с. С расстояния 100 м он пробивал 160-мм броню. Однако наличие его в боекомплекте во фронтовых условиях было явлением редким и для стрельбы, главным образом, использовались осколочно-фугасные и дымовые гранаты. Огонь велся с помощью штатного прицела Rblf 36. На последних из выпущенных САУ орудие устанавливалось уже без колес, на специальных подпорках.
В составе 701-й — 706-й рот тяжелых пехотных орудий эти машины принимали участие в боевых действиях во Франции и на Балканах, а затем и на Восточном фронте. Осенью 1943 года одна САУ этого типа еще находилась на вооружении 704-й роты тяжелых пехотных орудий. До наших дней ни одна машина этого типа не сохранилась.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ:
- Боевая масса, т…………………………. 8,5
- Экипаж, чел……………………………………. 4
- Габаритные размеры, мм:
- длина………………………………….. 4420
- ширина………………………………. 2680
- высота………………………………… 3350
- клиренс…………………………………. 295
- Толщина брони, мм:
- лоб, борт и корма корпуса…… 13
- крыша и днище…………………………. 6
- лоб и борта рубки………………….. 10
- Максимальная скорость
- движения, км/ч………………………… 35
- Запас хода, км…………………………. 100
- Преодолеваемые препятствия:
- угол подъема, град…………………. 20
- высота стенки, м………………….. 0,37
- ширина рва, м ……………………….. 1,4
- глубина брода, м…………………… 0,6
Источник: «Бронеколлекция» № 2(29)«2000 г.